Широкое распространение у инков. Культура древних цивилизаций

Доинкский период Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков на исторической арене, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (ок. 1 в. до н.э. – 8 в. н.э.), создавшее великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества.

На южном побережье процветала загадочная культура Паракас (ок. 4 в. до н.э. – 4 в. н.э.), прославленная своими тканями, бесспорно самыми искусными во всей доколумбовой Америке. Паракас оказала влияние на раннюю культуру Наска,развивавшуюся южнее, в пяти долинах-оазисах. В бассейне озера Титикака ок. 8 в. сформировалась великая культура Тиауанако. Столица и церемониальный центр Тиауанако, расположенный на юго-восточной оконечности озера, выстроены из обтесанных каменных плит, скрепленных бронзовыми шипами. Знаменитые Ворота Солнца высечены из огромного каменного монолита. В верхней части проходит широкий барельефный пояс с изображениями бога Солнца, который истекает слезами в форме кондоров и мифологических существ. Мотив плачущего божества прослеживается во многих андских и береговых культурах, в частности, в культуре Уари, развивавшейся неподалеку от нынешнего Аякучо.

По-видимому, именно из Уари шла религиозная и военная экспансия вниз по долине Писко по направлению к побережью. Судя по распространению мотива плачущего бога, с 10 по 13 вв. государство Тиауанако подчинило себе большинство народов Косты. После крушения империи локальные трибальные объединения, освободившиеся от внешнего гнета, создали собственные государственные образования. Самым значительным из них стало воевавшее с инками государство Чиму-Чимор (14 в. – 1463) со столицей Чан-Чан (вблизи нынешнего порта Трухильо). Этот город с огромными ступенчатыми пирамидами, орошаемыми садами и облицованными камнем бассейнами занимал площадь в 20,7 кв. км. Здесь сложился один из центров керамического производства и ткачества. Государство Чиму, распространившее свою власть на протяжении 900-километровой линии перуанского побережья, имело разветвленную сеть дорог.

Таким образом, имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.

ЛЕКЦИЯ

Искусство Американских цивилизаций. Доколумбовая эпоха. Ацтеки. Майя. Инки.

М. Стингл.Тайны индейских пирамид., М.: «Прогресс», 1982.

М. Стингл. Поклоняющиеся звездам. По следам исчезнувших перуанских государств, М.: «Прогресс», 1983.

М. Стингл. Государство Инков. Слава и смерть «сыновей Солнца», М.: «Прогресс», 1986.

Одна из характерных особенностей искусства доколумбовой Америки – существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала особым, неповторимым стилем. Только на территопии Мексики их было около 11 тыс.

Среди этих культур выделяются три наиболее значительные:

· Культура Ацтеков (Центральная Мексика);

· Культура Майя (Южная Мексика, Гватемала, Гондурас);

· Культура Инков (Перу, Боливия, Эквадор).

Культура Ацтеков.

Культура развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. Вплоть до 1521г., когда испанские конкистадоры (завоеватели) разрушили столицу ацтеков Теночтитлан (древний Мехико). Картес, предводитель конкистадоров, влюбился в Марину (имя, пришедшее в Европу от ацтеков), дочь последнего вождя ацтеков Мантесулы. Только благодаря случайности Картес сумел победить ацтеков. Раненый, он выхватил копье у вождя, и войска ацтеков стали повиноваться ему.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, на которых располагались храмы или дворцы. Ацтеки верили, что через каждые полвека начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывался несколькими слоями кладки, так, что он оказывался внутри обновленной пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из пирамид в Тенаюке обнаружено 8 последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершинах строились из дерева, но они не сохранились.

Скульптура ацтеков отличается строгостью и схематизмом. Они создавали огромные культовые статуи, иногда отдаленно напоминающие человека и составленные из символических изображений: кукурузных початков, клыков и т.д. Например, статуя богини Земли и Плодородия Коатликуэ.

Образцов живописи сохранилось мало. До нас дошли яркие декоративные «мозаики» из перьев, наклеенных на плотную ткань, и произведения тончайшего ювелирного искусства.

На территории Мексики проявился самый кровавый в истории человечества культ, связанный с планетой Венерой. Здесь найдена стена черепов, обмазанных глиной.

Ушмаль – комплекс древнеамериканской культуры. Дворец Правителей в Ушмале расположен на искусственной платформе 200 ´ 170 м. высотой 12м. Сам дворец имеет следующие размеры 98 ´ 12 ´ 8.5 м. Верхнюю часть Верховного Дворца украшает огромный рельеф. Главный герой рельефа – бог Дождя и Плодородия Чак. Чак – божество-посредник между Богом и человеком, это карлик-страж.

Существовал культ Пернатого змея у теотиуаканцев, толтеков, затем у ацтеков. Люди поклонялись ему как дарителю цивилизации.

Культура Майя.

Яркая культура создана народами майя. Уже в II - III вв. нашей эры племена майя основали небольшие города-государства во главе которых стояли жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои постройки на каменных основаниях. Чаще встречаются два типа сооружений: храмы на вершине пирамид; обширные дворцы на высоких каменных столбах (основаниях), которые формировались вокруг открытого двора. Дома майя обычно сооружали на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными. Архитектура майя живописнее и богаче украшена, чем у ацтеков. Фасады зданий декорировались геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Иногда массив стены полностью скрыт под каменным кружевом. Часто используются колонны. Известные памятники этой культуры: храм Солнца в Паленке, храм Ягуаров и храм Воинов в Чичен-Ице. На вершину пирамиды Кукулькана в Чичен-Ице ведут четыре лестницы по 91 ступени (91 ´ 4=364). На вершине у святилища Кукулькана – Кецалькоатля есть еще одна 365-я ступень. Пирамиду украшают 52 рельефа. Тольтеки привнесли в майякскую культуру календарь Венеры и высший календарный цикл – 52 года (по 365 дней)

Скульптура достигла высокого развития. В соответствии с очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой сторонестелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иерографическими надписями.

Наивысшего расцвета культура майя достигла в VIII - IX вв. н.э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями (стела Пьедрас Неграс, 795г.). У майя существовали дворцы, храмы, монастыри, обсерватории, судебные дворы, рынки, церемониальные площадки, здания парных бань. Они создали подземные каменные водохранилища – Чультуны. Водохранилища высекались в скалах, соединялись каналами и служили для накопления дожневой воды. Майя строили дороги – сакбе (покрытие – известковый бетон, утрамбованный каменным катком), но не знали колеса.

У майя нет центрального управления, нет столицы, все города равноправны.

Лучшие образцы живописи майя – фрески храма в Бонампаке (открыта в 1946г.). Три помещения храма покрыты росписями, изображающими подготовку к сражению, битву и праздник после битвы. Мастера пользовались чистыми, яркими красками. Цвет соотносился с определенной символикой. Древние жители Мексики, замечая в композиции красную фигуру, знали, что речь идет о боге Земли Ксипетотеки, тем самым, о восточном небе с его значениями восхода Солнца, юности и весны.

Над жрецами, совершающими обряд жертвоприношения, жрецами-пророками и жрецами-служителями Солнца стоял верховный жрец майякского государства. Он являлся также Магистром иерографического письма, Главным астрологом и астрономом.

Культура Инков.

Империя инков существовала сравнительно недолго с начала XV в. до 1532г., когда страна захвачена испанскими завоевателями. Письменность инков не расшифрована до конца. Столицей являлся город Куско, знаменитый своим Золотым садом (возможно, мастера, создававшие его, были из народа Чиму).

Архитектура отличается простотой и отсутствием украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из огромных каменных глыб (до 350 тонн весом) очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами (крепость Саксауаман). Дома имели мощные каменные стены и тесные внутренние помещения. Большинство домов лишено окон и освещается через двери. По описанию путешественников, здания первоначально были украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов не в качестве денег, а в качестве декорирующего материала характерно для инков. Например, в храме Солнца в городе Куско несколько помещений украшены изображениями Солнца, Луны, радуги и звезд из золота, серебра и драгоценных камней. В отличие от Центральной Америки, инки сооружали пирамиды высотой до 40м. не для храмов, а для захоронений. Трапециевидные входы и ниши являются характерными особенностями инкской архитектуры.

Каменная скульптура почти не получила развития у инков.

Развито искусство изготовления и росписи керамики. Оно условно делится на несколько периодов. В первый период на сосудах изображаются сцены битвы, рыболовства, мифологические сюжеты. Во второй период росписи практически исчезают, но сами сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в форме головы человека, иногда передавая индивидуальные черты. Позднее появляются сосуды в виде животных, плодов и растений.

Основная пища инков – картофель (в том числе и консервированный), кукуруза, тыквы. Инки выращивали коку – наркотическое растение. В империи существовало четкое разделение населения на элиту и основную массу жителей. По закону Инка (правитель империи) женился на своей сестре, которая становилась его законной женой и, как правило, матерью наследника. Кроме главной жены он имел гарем и мог жить с любой из монашек монастырей, так как являлся воплощением бога Солнца на Земле. Наследник назначался при жизни правителя обрядом публичного пострижения волос. Будущий наследник помогал отцу и учился управлению. Существовало 10 возрастных групп населения, каждая из которых имела определенные права и обязанности. 1группа: грудные младенцы. 2 группа: дети до 2 лет. 3группа: играющие дети. 4 группа: дети 9-12 лет. 5 группа: подростки 12-18 лет. 6 группа: 18-25 лет - служащие в армии. 7 группа: 25-50 лет – женатые и ведущие хозяйство. 8 группа: 50-80 лет – старики. 9 группа: 80 лет и старше - глухие старики. 10 группа: больные.

В государстве не было восстаний. Эта социальная система давала обеспечение по старости. Ее поэтому иногда называют «индейским социализмом». В империи не существовало денег, а только натуральный обмен на рынке. Золото используют как украшение. Армия хорошо обучена и оснащена (палицы с каменными или металлическими завершениями). Здесь были прекрасные дороги и почта. Гонцы пробегали от стоянки до стоянки около двух километров, в результате эстафеты 2000 км преодолевалось за 3 дня. Инки слагали стихи, которые впоследствии были записаны иезуитами. Распространено узелковое письмо кипу, на котором можно считать до 1000000. Знать обучалась в университетах 4 года, где изучала язык кечуа, солнечную религию, узелковое письмо кипу, историю и военное дело. Инки ткали плотные ткани, плотностью 80 ´ 45 нитей/см (современная парашютная ткань имеет плотность 60 ´ 30 нитей/см). Они делали операции, в том числе и трепанацию черепа.

Последнего Инку звали Тупаку Омару.

Дополнительные сведения.

Древнейшие культуры Перу соотносятся с III тыс. до н.э.

Недалеко от г. Лимы существовала в это время культура, представители которой не знали о существовании металлов, но возводили глиняные и каменные храмы на искусственных платформах. Известен храм Скрещенных рук. Позднее этот жест-знак встречается в Колумбии.

Культура Чавин , связанная с культом Ягуара была распространена в конце II – середине I тыс. до н.э.

Культура Наска (середина II в. до.н.э.) соотносится с долинами рек Ика, Писко и Наска. Здесь найден «деревянный Стоунхендж Перу» – святилище Эскукерия. Оно состоит из сотен высушенных стволов мескитового дерева. Центр композиции – квадрат, образуемый 12 рядами по 12 колонн в каждом. Найдены гиганские изображения в пустыне Наска. Галерея Пампа-де-Наска – это площадки, линии, спирали, человеческие и звериные «фигурас» (геоглифы). Голова гигантской птицы (длина 120м) направлена к точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. По версии М. Стингла индейцы хоронили умершего с помощью воздушного шара треугольной формы. Умершего на закате клали в плетеную корзину, воздушный шар поднимался над морем и скрывался за горизонтом.

Культура Мочика (I - VII вв. до н.э.) оставила после себя пирамиды Солнца и Луны. В Пампа-Гранде. Пирамида Солнца имеет основание 342 ´ 159 м. Уникальны изделия из золота. До нас дошла легенда о существовании золотого сада и свидетельства очевидцев о комнате с пятью тысячами золотых бабочек, каждая из которых весила меньше грамма и парила в воздухе при незначительных колебаниях воздуха. Бабочки были расплавлены завоевателями. В результате они получили 4 кг 700 г. чистого золота. Вокруг озера Титикака найдено много чульп – погребальных башен прямоугольной и цилиндрической, расширенной кверху формы.

По легенде, основатель культуры Чиму приплыл в Перу с севера со своим отрядом на плотах Его имя Наймлан. «Найм» означает «птица» или «полет». Чиму построили город Чан-Чан площадью 18 кв. км. Город обнесен двумя рядами оборонительных стен и разделен на 10 кварталов 450 ´ 300 м. Во многих отношениях обычаи, царившие в государстве Чиму мало отличались от обычаев XXV в. Инков. В 1460-х гг. столкнулись две культуры – прибрежная культура Чиму, поклонявшаяся Луне, и горная культура Инков, поклонявшаяся Солнцу. Победа осталась за второй. От культуры Чиму сохранились глиняные рельефы с изображением птиц, рыб, ящериц, лисиц, орнаментов. Верховное божество в Перу издревле изображали в обрамлении арки-змеи, в окружении хищников. Арка символизировала радугу, Млечный Путь, гром, небосвод.

Культура Ольмеков – одна из культур древней Мексики. Сан-Лоренцо – столица ольмеков - была покинута по неизвестным причинам в 900г. Второй столицей «ягуарных» индейцев стала Ла-Вента. В Ла-Венте найдены огромные каменные головы.

Племена Чоль и Цельталь оставили в Паленке (Мексика) знаменитый ансамбль, в котором башня дворца, 4-х этажное здание, являлось одновременно обсерваторией.

Интересна культура тольтеков. Сохранилась Пирамида Утренней звезды в Туле (Толлане).

Инков культура и́нков культу́ра

(исп. inca), культура рабовладельческого государства, основанного в 1438 г. группой индейских племён языковой группы кечуа и занимавшего территорию современного Перу, Боливии, Эквадора, северную часть Чили и северо-западную – Аргентины. Инки, создавшие одну из древнейших цивилизаций Южной Америки, называли своё государство Тауантинсуйу (Четыре соединённых стороны света), а столицу – Куско (Пуп земли). Правящая династия инков, впоследствии подчинившая себе окрестные племена, была основана ок. 1200 г. легендарным вождём Манко Капаком. Во главе империи стоял верховный правитель Сапа-Инка (Единственный Инка), которого именовали «Сын Солнца». Сапу-Инку обожествляли ещё при жизни, его власть не была связана никакими законами. Области империи связывала развитая система дорог. Инки создавали мосты и оросительные системы. Они обладали высоким уровнем знаний в области агрономии, инженерии, астрономии и медицины. Искусные гончары, ткачи и ювелиры считались общественными служащими и находились на содержании правителя. Самые искусные произведения использовались для священных церемоний и нужд правителя, щедро раздававшего подарки отличившимся подданным.




Руины крепости Мачу-Пикчу. 15 в.

Верховным божеством инкского пантеона был бог Солнца Инти, которому посвящено большинство храмов. Для архитектуры инков характерны мощь и монументальность; здания складывались из огромных отшлифованных камней, которые скреплялись шипами, выступами или медными скобами. Стены всех построек были немного наклонены внутрь, к центру: вероятно, учитывалась возможность землетрясений. Башни имели вид усечённого конуса, храмы – усечённой пирамиды. Каменной скульптуры у инков практически не было, архитектурный декор отличался простотой. По всей стране возводились неприступные крепости. Знаменитая крепость Мачу-Пикчу (15 в.) была построена в горах на высоте 2450 м. До сих пор не установлено, каким образом инкам, не знавшим колёсных повозок и цемента, удавалось доставлять на огромную высоту каменные глыбы, шлифовать и подгонять их друг к другу практически без зазоров. Высочайшим мастерством славились ремесленники, умевшие плавить металл и изготавливавшие великолепные произведения искусства из олова, свинца, меди, бронзы, золота и платины. Использовались также драгоценные и полудрагоценные камни (изумруды, бирюза, горный хрусталь, кораллы и др.), различные сорта глины, хлопок, тростник, камыш, красящие растения, шерсть, шкуры и мех животных, звериные кости и клыки, раковины и даже человеческие волосы, из которых ткали тончайшие ткани. Из этих материалов изготавливались украшения, одежда, оружие, музыкальные инструменты, корзины, лодки-каноэ, изящные статуэтки и посуда. Для керамики инков были типичными большие сосуды с узкой горловиной, напоминавшие греческие амфоры.
Созданная инками богатая культура была разрушена испанскими завоевателями-конкистадорами (1532-36). Ювелирные изделия стали для них предметом добычи, большинство из них было переплавлено в золотые слитки.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "инков культура" в других словарях:

    Ткань культуры Паракас, Музей Ларко, Лима … Википедия

    ИНКОВ РЕЛИГИЯ - традиц. верования индейской южноамер. этнической группы кечуа, в европ. историографии названных инками. История, культура и И. р. известны по данным археологии и письменным источникам колониального времени (прежде всего испано перуанским хроникам … Православная энциклопедия

    Колья среди Андских цивилизаций в XIII XV вв. Колья (исп. Colla) это культура племен аймара, распространившаяся в XIII XIV вв. на территории … Википедия

    Локализация культуры Чинча Культура Чинча, или Ика Чинча существовала на территории современных провинций Чинча (провинция), Писко (провинция), Ика (провинция) и Наска (провинция), а её центр располагался в долине Чинча. Была присоединена к… … Википедия

    Чачапойя доколумбова культура, существовавшая в Перу примерно в 900 1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амаcонас. Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников:… … Википедия

    Руины города Исканвайя, Боливия Культура Мольо, исп. Mollo существовала в Боливии после угасания культуры Тиуанако в период 1000 1500 гг.н. э., после чего её земли были заняты инками. Хотя культура Мольо продолжала традиции Тиуанако как в… … Википедия

    Погребальная урна, культура Санта Мария (56 см x 32 см) Культура Санта Мария существовала на территории современной Аргентины на северо западе провинции Катамарка в период 1200 1470 н. э., в основном в долинах Кальч … Википедия

    культура - ы, ж. 1) Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом; совокупность таких достижений в определенную эпоху у какого л. народа. История мировой культуры. Древняя культура. Европейская культура. Культура древних… … Популярный словарь русского языка

    Файл:Nariño Footed Dish with Animal Motifs Walters TL200920280 Interior.jpg Культура Нариньо археологическая культура, возникшая в Колумбии и Эквадоре ок. 7 в. н. э. Названа в честь Нариньо холодного высокогорного плато в Андах.… … Википедия

    Эквадор отличает сочетание испанского культурного наследия с культурными традициями коренного населения. Когда–то территория страны входила с состав империи инков. Кито, сохранившийся лучше прочих колониальных столиц Южной Америки, являет… … Википедия

Книги

  • Латинская Америка: история и культура (CDpc) , . Больше 500 лет прошло с того момента, как состоялась встреча двух культур - европейской и американской. Империи ацтеков и инков пали под напором конкистадоров, воспринимавших жителей Америки…
  • Язык инков кечуа. Экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа , Корнилов Олег Александрович. Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой лингвострановедческое экспериментальное учебное пособие по языку и культуре кечуа, основной целью которого является знакомство с…

На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах Южноамериканского континента возникли первые империи. Самой значительной из них стало государство инков. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 млн до 15 млн человек.

Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в предгорьях Анд; это название также носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Империя инков занимала площадь 1 млн кв. км, ее протяженность с севера на юг превышала 5 тыс. км. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной Республики Перу и нынешний Эквадор.

Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке — так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготовляли для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаше всего изумрудами. Золото в империи инков широко использовалось в ювелирном искусстве, но не было средством платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия инков

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм — поклонение тотему — животному, растению, камням, воде и т.д., с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Свои здания инки возводили из различных пород камня — известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча — творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) — легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа — бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны — Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача и матери-моря — Мама Кочи.

У инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско — Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков считается ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца — Инти, где находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм — жены правите- ля-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна — из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

Своего апогея золотое богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

Одной из самых известных южноамериканских цивилизаций стала империя инков - индейского народа, жившего с XI в. на территории современного Перу. Эта империя включала и земли современной Боливии, южную часть Эквадора, север Чили и Ар­гентины. Сохранились легенды инков, рассказывающие о воз­никновении мира, первых божеств и людей. Во главе империи инков стоял Верховный Инка - Сын Солнца, а сами инки счита­ли себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золо­того диска с человеческим лицом являлось предметом официаль­ного культа.

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков - Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского перио­да - главный храм Солнца - «Золотая ограда». Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Отлично вытесанные камни, были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. Стену украшал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как свидетельствует один из очевидцев. В главной стене находился единственный вход, ведущий от Площади Солнца прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде огромного золотого диска, украшенного драгоценными камнями. Перед ним постоянно поддерживался неугасимый огонь.

Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 х 100 м, а сам сад и все его обитатели - люди, птицы, ящерицы, насекомые - были изготовлены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако . На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.



Сохранились до нашего времени и произведения керамики . Инкские мастера создавали украшения из золота , изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Вопросы и задания

1. Каковы наиболее значительные достижения художественной культуры народов Центральной Америки? В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер?

2*. Что вам известно о художественной культуре классического периода? Расскажите о шедеврах искусства ольмеков и об архитектурных сооружениях в городе Теотиуакан.

3. Каковы характерные черты искусства ацтеков? Что представлял собой архитектурный облик их столицы Теночтитлана? В чем своеобразие скульптуры ацтеков?

4. Каковы художественные достижения майя? В чем проявились характерные особенности их архитектуры и изобразительного искусства?

5*. Расскажите о шедеврах искусства могущественной империи инков. Какое влияние на развитие искусства оказали религиозные и мифологические представления этого народа?



Творческая мастерская

1. Сравните древнеегипетские и мезоамериканские пирамиды. Что отличает их архитектурный облик? Каково их предназначение?

2. Выполните эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнаменты, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства.