История индийской железной дороги. Железные дороги индии глазами российского путешественника

Индия занимает второе место в мире по длине железнодорожных путей. И каждый пассажир мог бы путешествовать по стране Будды с комфортом, если бы их, этих самых пассажиров, было не так много. Ежедневно поездами Индии пользуются 23 миллиона пассажиров. В России, к слову, это цифра составляет всего 2,75 миллионов.

В итоге такое количество людей не помещается в вагоны в привычном для нас виде (то есть внутри). Индийские граждане решают эту проблему довольно просто: они облепляют транспорт снаружи и искренне радуются, если вообще хоть пальцем за обшивку зацепиться удалось.

Поезда в Индии - самый что ни на есть традиционный транспорт. Между Нью-Дели и Раджастханом до сих пор курсирует самый старый поезд в мире, построенный в 1855 году.

Сегодняшнее население Индии - 1,2 миллиарда человек. И все они нежно любят поезда.

Индийские железные дороги - самый крупный работодатель в стране. По официальным данным, сегодня на благо самого популярного транспорта трудятся полтора миллиона человек.

Ежедневно индийские депо покидают 11 тысяч составов.

Протяженность индийских железных дорог - 114 тысяч километров.

Скорость самого быстрого поезда Индии, который следует по маршруту Нью-Дели - Бхопал, составляет 140 км/ч.

А вот скорость самого медленного - 9 км/ч. На такой скорости человек успеет спрыгнуть с поезда и вернуться обратно.

Не стоит думать, что проезд на индийских поездах никак не регулируется правилами. Например, в каждом вагоне обязательно должно быть четыре окна, которые послужат аварийными выходами в случае происшествия.

Самый проблемный маршрут в Индии - Гувахати - Тривандрам. Поезд могут задержать аж на 12 часов.

Железнодорожная станция Нью-Дели признана самой большой железнодорожной развязкой в мире и внесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Самый длинный перегон без остановок в стране - на линии Тривандрам - Низамуддин. Между соседними остановками Вадодара и Кота - шесть с половиной часов пути.

Индийские железные дороги - один из наиболее популярных видов транспорта в Индии. В год железные дороги в Индии перевозят около 6-7 миллиардов людей и 350 миллионов тонн грузов, а их сеть охватывает практически каждый уголок этой страны. Это одна из самых больших и оживленных железнодорожных сетей в мире.

Фотограф агентства Рейтер Navesh Chitrakar три месяца путешествовал по индийским железным дорогам, чтобы сделать этот репортаж.

В Индии ходят 9 000 пассажирских поездов, которые перевозят 20 миллионов человек каждый день. Вот один из них спешит не опоздать на поезд на вокзале в Мумбаи, 5 декабря 2012. Фотография сделана из вагона. Не сильно комфортно.

Гостиница для машинистов. Этот водит поезда уже более 40 лет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Машинист показывает свою фотографию, когда 40 лет назад приступил к работе. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Диспетчерская. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Железные дороги в Индии начали свое развитие в 1853 году, и к сегодняшнему дню их общая протяженность составляет 63 140 километров. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Локомотивы индийских железных дорогах не самые свежие и не блещут техническими наворотами. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Владельцем практически всей индустрии железнодорожных перевозок является государственная компания Indian Railways.

Железнодорожный вокзал Чхатрапати Шиваджи. Находится в нижнем Мумбаи, перед въездом в Колабу. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Между прочим, за прекрасную архитектуру в 2004 году здание вокзала Чхатрапати Шиваджи было признано ЮНЕСКО как объект «Всемирного наследия». (Кликабельно, 2040×1360 px) . (Фото greenwood100):

Красивая архитектура некоторых вокзалов сильно контрастирует с элементами интерьера других станций. Например, вот так выглядит окошко с расписанием поездов на станции в штате Уттар-Прадеш. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Окошко железнодорожной кассы в штате Уттар-Прадеш, 24 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Поездки на индийских железных дорогах часто носят экстремальный характер. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):



Вагоны внутри тоже не отличаются особым шиком. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Велосипедов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

…и бидонов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Опаздывающий пассажир. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Это не продавцы, это женщины сушат свою одежду на перроне, 31 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Расписание поездов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Самая любимая спортивная игра Индии - крикет. В него играют все и везде, даже на перронах. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Очень часто можно видеть детей, после школы играющих в галли крикет - уличный крикет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Поезд проходит через трущобы в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Индия является мировым лидером по числу железнодорожных аварий. Ежегодно на железных дорогах страны фиксируется около 300 серьёзных аварий и несчастных случаев. Согласно статистике, с 1995 по 2005 годы в железнодорожных катастрофах в Индии погибли более 4 000 человек. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

В электричке. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Час-пик на железнодорожной станции в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

По горным железным дорогам Индии стоит путешествовать хотя бы потому, что там ходят настоящие игрушечные поезда, которые спроектировали и установили более 130 лет назад британские инженеры. Справедливости ради надо сказать, что именно в Индии вы увидите выдающиеся образцы железных дорог в горах, построенные с учетом тяжелейших условий горного ландшафта и буйной тропической растительности.

Первые направления для движения такого вида транспорта были открыты между 1881 и 1908 годами. В процессе создания удивительных железнодорожных кружев и серпантинов применялись очень смелые и остроумные инженерные решения. Вследствие реализации проекта Индия получила эффективные железнодорожные линии, проложенные в горной местности необычайной красоты.

Сегодня они по-прежнему работают, перевозя пассажиров в полном объеме. Подвижный состав также сохранен с тех незапамятных времен и служит живым примером того, как работали машиностроительные предприятия в конце XIX - начале XX в.в. Согласно задумке проектантов и инженеров, горные железные дороги Индии должны соединять высокогорные климатические курорты с предгорьями, прокладывая свои извилистые пути через изрезанные долинами и реками живописные горные ландшафты. Реализация таких грандиозных планов в тот период стала воплощением выдающихся планов британских технических специалистов,примером инженерных чудес и колоссальных изменений в технологии.

Всего в Индии проложено семь маленьких железнодорожных линий, шесть из которых - узкоколейки (ширина колеи - 2 фута т.е. 610 мм) и одна - шириной 1 м. На сегодня во всем мире насчитывается всего около 20 аналогичных железных дорог, которые до сих пор остаются в эксплуатации. Все дороги, о которых пойдет речь, построены в девятнадцатом и начале двадцатого века по приказу британцев, руководивших в то время страной.

Три из семи вышеперечисленных дорог находятся в очень труднодоступных местах, в их числе:

  • Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway, 1881 г.)
  • Калка-Шимла железная дорога(англ. Kalka Shimla Railway, 1898 г.)
  • Кангра Вали(англ. Kangra Valley Railway) Патанкот (1924)

Четвертая - Масрен Хилл железная дорога (англ. Matheran Hill Railway) находится в Махараштре.

Следующая, Ламдинг-Селчер(англ. Lumding-Silchar) - построена на рубеже XX века, железнодорожная ветка лежит глубоко внутри штата Ассам, в долине реки Барак и гор Качар.

В 2005 году была сдана в эксплуатацию еще одна горная железная дорога в Индии - Кашмир, ее ветка пролегает в труднодоступных горных районах в Гималаях на севере Индии.

Горные железные дороги Индии, включенные в список ЮНЕСКО

Согласно списку Всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории страны функционирует три старинных линии, включенных в его перечни:

1. Дорога Калка-Шимла (англ. Kalka Shimla Railway) - проложена в предгорьях Гималаев, в штате Химачал-Прадеш (север Индии, столица город Шимлла), ее протяженность 96,6 км. Ветка была спроектирована в середине XIX века, ее эксплуатация началась в 1903 году. Пассажиры, пользовавшиеся этим маршрутом, утверждают, что масштабность строительства, осуществлявшегося в те годы, действительно впечатляет до глубины души. Очевидно, что трудности, которые преодолевали инженеры и строители этой дороги, тоже были огромными.

Город Шимла, отправной пункт железнодорожной ветки, в середины XIX века выполнял роль летней столицы британского колониального правительства Индии, поскольку был расположен на самом севере страны, в Гималаях, благоухающих летом прохладным и чистым горным воздухом. На юге Индии аналогичную роль все той же летней обители для правительства выполнял штат Тамил Наду(Тамилнад) и его столица Ченнаи.

Необходимость строительства горной железной дороги в направлении Шимлы была вызвана именно перемещением правящих чиновников. На лето они, как правило, уезжали из Дели в горы, за комфортным климатом, а к осени возвращались обратно - в офисы и конторы столицы. В настоящее время по маршруту Калка-Шимла-Калка ходят четыре поезда, два из них -исторические раритеты, занесенные в список ЮНЕСКО, - Shivalic Express и Himalayan Queen. Третий - современный представитель ж.д.транспорта, Rail Motor, четвертый - самый дешевый транспорт Simla Express.

Время в пути исторических игрушечных поездов - примерно 5 часов. Shivalik Delux по уровню комфорта более роскошный, чем Гималайская Королева(Himalayan Queen), Rail Motor имеет средний уровень комфорта, т.е. менее удобный, чем Shivalik Delux. В соответствии с уровнем сервиса определяется и стоимость проезда в этих поездах.

Цена билета на горных железных дорогах Индии

Прокатиться из Шимлы в Калку можно:

  • за 415 рупий($6) - на Shivalic Delux
  • за 305 рупий($4,15) - на Rail Motor
  • за 255 рупий($3.8) - на Queen
  • за 65 рупий($1) - на Simla Express

График движения поездов на горной железной дороге Калка-Шимла-Калка

Первый рейс из Калки (Rail Motor) - в 5.10 утра, Shivalic Express - в 5.30, Simla Express - в 6.00, Himalayan Queen отправляется из Калки в 12.10. Shivalick Express - более комфортный и более удобный поезд, что видно и по цене билета.

2. Дарджилинг Гималайская железная дорога (англ. Darjeeling Himalayan Railway)

Эта Гималайская железная дорога расположена в предгорьях Гималаев в Западной Бенгалии (штат на северо-востоке Индии), ее протяженность - 88 км. Дарджилинг Гималайская железная дорога, также известная как Toy Train - узкоколейка шириной 2 фута (610 мм), проложенная между Новой Джалпайгури и Дарджилинг в индийском штате Западная Бенгалия. Ее создали в период с 1879 по 1881 годы, протяженность - около 78 километров(48 миль). Поезд в процессе движения по маршруту преодолевает перепад высот от 100 метров (328 футов) в Нью-Джалпаигури до около 2200 метров (7,218 футов) в Дарджилинг.

3. Нилгири (Nilgiri Hills) - железнодорожная горная ветка расположена в горном массиве Нилгири-Хиллз(Голубые горы) в штате Тамилнад (Южная Индия), ее протяженность - 45,88 км. Особенность этого региона - принадлежность к территории биосферного заповедника Нилгири, также включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XIX века эти места были очень популярны летом и на выходные дни как отличные оазисы для отдыха британцев. В 1827 году городок Ути стал официальной летней санаторной столицей провинции Мадрас. С тех пор началось строительство местных горных дорог, а в 1899 году была завершена огромная работа - горная железная дорога Нилгири. По рельсам старинной железнодорожной ветки поезда ходят до сих пор.

Раритетный Нью-Дели Экспресс - известная далеко за пределами Индии поезд-игрушка, курсирующий по ветке Нилгири, он также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Игрушечный паровоз с пассажирскими вагонами ходит по маршруту один раз в день - из Меттупалайям (Mettupalayam) отправляется в 07.10 и достигает Ути в полдень. Обратный рейс из Ути - в 14.00, в Меттупалайям пассажиры прибывают в 17.35.

Согласно новым планам, поезд по маршруту Меттупалайям-Ути планируется присоединить к Нилгири Экспресс, который курсирует из Меттупалайям в Ченнаи через Коимбатур.

В летний период для увеличения количества перевозок планируется дополнительный рейс, который будет функционировать в апреле и мае. Из Меттупалайям он будет отправляться в 09.30 (AM), аиз Ути в 12.15 (PM). Между станциями Кунур и Утакаманд(Udagamandalam) также курсируют ежедневные поезда, они осуществляют по четыре рейса в каждую сторону. Нилгири экспресс покрывает по горной железной дороге расстояние 26 км (16,2 миль), при этом проходит через 208 кривых, 16 туннелей и 250 мостов. В гору путешествие занимает около 290 минут (4,8 часа) , спуски длятся 215 минут (3,6 часа). Ветка Nilgiri Hills имеет самый крутой трек в Азии, ей максимальный градиент 8,33%.

Хотите побывать в мифическом путешествии, ощутить дыхание Гималаев или Голубых гор Индии? Рекомендуем сделать это хотя бы раз в жизни!

Расписание поездов найдете на сайте железных дорог Индии - indiarailinfo.com.

Железные дороги Индии имеют протяженность свыше 63 тысяч км. По этому показателю страна находится на четвертом месте в мире. Почти все железнодорожные перевозки происходят под контролем государственной компании Indian Railways. Управление этим предприятием осуществляет Министерство железных дорог Индии. Многие железнодорожные маршруты страны перегружены.

Состояние железных дорог

Поезда – это наиболее доступный и популярный способ перемещения для населения. На официальном сайте Индийских железных дорог indianrail.gov.in представлено расписание движения поездов. В каждом поезде имеются вагоны разных классов, различающиеся по уровню комфорта. Железные дороги Индии обеспечивают основную часть грузовых и пассажирских перевозок. Скоростные поезда, курсирующие между крупнейшими городами, оснащаются системами кондиционирования. Менее удобными считаются экспрессы, которые обходятся намного дешевле.

Многие индийские поезда отличается антисанитарными условиями. В вагонах высшего класса обстановка намного лучше. В горных районах страны функционируют линии, которые были возведены в период английского господства. Подвижной состав там находится в плачевном состоянии. В таких местах дороги часто имеют колею разной ширины, что сказывается на скорости движения составов. В северных штатах страны часты аварийные ситуации на железной дороге. Причина кроется в плохом управлении, перенаселении и низком качестве обслуживания. Индия является мировым лидером по количеству транспортных аварий в железнодорожной сфере.

Стоимость проезда на поездах

Индийские поезда обходятся недорого, что обуславливает их популярность у местных жителей и туристов. Стоимость билетов во многом определяется качеством сервиса и дальностью маршрута. Например, билет в вагон первого класса для поездки в 1000 км будет стоить примерно 54$. Путешествие в общем вагоне на аналогичное расстояние обойдется в 2,5$. На вокзалах действуют компьютеризированные и обычные кассы. В первом варианте пассажир может забронировать билет на конкретное место. Для этого он заполняет специальный документ, который далее надо распечатать и взять с собой. За пару дней до рейса в кассах начинают продавать билеты Tatkal, стоимость которых на 20% выше обычных.

Приобрести ж/д билеты можно в интернете, оплатив за них электронными деньгами или банковской картой. Сайты, предлагающие билеты на индийские поезда: makemytrip.com, cleartrip.com и др. Ресурс indonet.ru представляет пользователям расписание движения поездов. Информацию о тарифах можно найти на сайте индийских железных дорог.

Полезная информация про индийские железные дороги из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты как добраться в Индии, сведения про туристические квоты и систему Tatkal, типы вагонов, описание и фото поездов Индии, инструкция, как купить билет на индийский поезд и другие советы

Сайт индийских железных дорог: www.indianrail.gov.in

Путешествие по Индии - та ещё головная боль, и особый "шарм" всему мероприятию придают индийские железные дороги. Иметь с ними дело хлопотно, и всё равно почти наверняка придётся, потому что в ряде случаев двигаться по рельсам и удобнее, и быстрее, чем на автобусе, да и невысокая стоимость билетов на многие поезда Индии тоже играет немаловажную роль.

Порой кажется, будто железные дороги Индии сохранили память про колониальные времена, когда всё было чинно-мирно, культурно и составы ходили по расписанию.

На деле если даже фасад вокзала выглядит прилично, за ним скрывается чёрт знает что. Вот, извольте видеть, станция New Delhi - пейзаж хоть куда...


Если на индийском вокзале и есть зал ожидания, то он обычно переполнен, что называется, "с горкой"... Так что на комфортабельное времяпрепровождение рассчитывать не приходится...


Не приходится рассчитывать на удобство и при покупке билетов на индийские поезда. Теоретически, единая система бронирования в Индии существует, и ей многие пользуются. Вот так выглядит, например, сайт индийских железных дорог.


Выбираешь, значит, раздел "National Train Enquiry System", задаёшь станции отправления и назначения, указываешь тип поезда и ждёшь результатов.


Результаты не заставляют себя ждать, и вот он, список вариантов, позволяющих, например, добраться из Агры в Джайпур - тот самый отрезок моего путешествия по Индии, с которым я намучался больше всего.


Всё смотрится замечательно за тем простым исключением, что купить билет на индийские поезда этот сайт не даёт; лучше пойти в другое место, на сайт www.indiarailinfo.com , где также нельзя купить билеты железных дорог Индии, зато интерфейс удобнее и полезной информации куда больше, в том числе есть данные про свободные места на тот или иной поезд. Регистрироваться нет необходимости, надо просто в верхней строке задать станции отправления и назначения.


Результат налицо, причём информация выдаётся онлайн, она актуальная до минут. Значит, согласно сведениям, полученным системой, видно, что некоторые поезда индийских железных дорог идут по расписанию, но большинство отстаёт от графика, причём серьёзно - видны задержки и на 4, и на 5 с лишним часов. Например, тот состав, на котором я рассчитывал добраться в Джайпур из Агры, снова опаздывает, теперь, правда, "всего" на три с половиной часа. Правильнее было выбрать экспресс, отправляющийся в 17:40, он всегда движется согласно графику.


Щёлкнув на том или ином поезде, будущий пассажир получает доступ к его подноготной, нужные опции перечислены слева. Тут и расписание со всеми остановками, и, главное, наличие мест. К сожалению, в большинстве случае мест на индийские железные дороги нет и в перспективе не предвидится. В приведённом примере билеты на поезд по Индии можно купить только с отправлением через 4 дня. А на более ранние даты есть только возможность вписать себя в лист ожидания. И далеко не факт, что удастся чего-то дождаться: в "WL", сиречь "wait-list" на 28 ноября уже записан 21 человек, а на 29-е вообще набралось 44 желающих уехать.


И подобная картина наблюдается очень во многих случаях, особенно когда речь идёт про дешёвые билеты. Перед ошарашенным путешественником определённо встаёт перспектива сидеть на вокзале в ожидании свободных мест примерно так, как это делают многие индусы... Они берут с собой в дорогу коврики, подушки и другой скарб, позволяющий с удобством расположиться как непосредственно на станции, так и в вагоне - хоть на полке, хоть в проходе...


Если же паче чаяния места на нужные поезда индийских железных дорог нашлись, тогда экран будет выглядеть по-другому, и на нём появится количество доступных билетов. Например, на 28 ноября есть 153 кресла в кондиционированном вагоне стандартного типа и 16 кресел в вагоне повышенной комфортности. Стоимость билетов, соответственно, отличается в разы, 650 рупий и 1215 рупий.


Полезно заглянуть в раздел "Fare Chart", чтобы установить, какие вообще есть вагоны в составе и сколько стоят разные классы индийских поездов. Здесь, скажем, "Sleeper" типа нашего плацкарта обойдётся в 205 рупий, за лежачее место в кондиционированном купе придётся заплатить 535 рупий, ради более удобного купе с двумя полками вместо обычных трёх требуется отдать в кассу 735 рупий.


Информацию сайт индийских железных дорог выдаёт актуальную, на неё можно положиться. Другое дело, что по факту заранее купить билеты на поезда Индии не удастся ни при каком раскладе: чтобы зарегистрироваться, нужен индийский телефонный номер, никакие другие варианты не годятся. Вроде бы некоторые посреднические конторы оказывают услугу бронирования мест, но у них свои порядки и наценка будь здоров какая... Так что путешественникам, желающим изведать, каковы на деле индийские железные дороги, придётся решать вопрос на месте.

К счастью, индусы предприняли кое-какие шаги для удобства иностранцев. Это и отдельные кассы, и туристическая квота. Билеты по этой квоте поступают в продажу за пару дней до отправления, и хотя на каждый состав предусмотрено всего лишь несколько мест, обычно туристам этого количества хватает. Также индийские железные дороги ввели систему Tatkal, и всем, кто хочет ей воспользоваться, предлагается доплатить 10 процентов от стоимости билета во второй класс и 30 процентов за все комфортабельные варианты, зато в продаже почти наверняка найдётся то, что нужно. Что касается такой полезной вещи, как специальная касса для туристов, то покамест услуга доступна на станциях Агра-Кант, Ахмедабад, Бангалор, Варанаси, Джайпур, Йодпур, Нью-Дели, Калькутта, Мумбай, Секундерабад, Ченнай. Если удастся посетить один из перечисленных вокзалов, считайте, вам повезло, иначе придётся покупать билета на поезда Индии вместе с местными, а это ещё то развлечение. Главное, что в любой кассе могут продать билет на любое направление, система едина, пусть её интерфейс и выглядит убого...


На привокзальной площади белый человек с высокой долей вероятности будет атакован разного рода приставалами. Те начнут объяснять, что кассы нынче переехали в связи с ремонтом и находятся тут рядом, за углом, или что они закрыты и придётся идти в турагентство, или что билетов нет, разве что по особой квоте, оформить которую можно в соседнем здании. Всех их надо либо посылать подальше, либо просто игнорировать. Подходит такой красавец, ну и пусть подходит, воспринимать его следует как пустое место...


Также как пустое место следует воспринимать все надписи, указывающие на кассы, резервацию и т.п. В данном случае важна только табличка "International tourist bureau", на вокзале New Delhi данная контора находится в левом крыле, вверх по лестнице на второй этаж.


Сами посмотрите, что творится в обычных кассах, а ведь это сняты не очереди к кассирам, а просто толкотня возле окошек, где люди уточняют информацию по билетам...


Специальная касса для туристов выглядит куда более презентабельно, в ней работают кондиционеры, есть кулеры, стоят удобные кресла.


Чтобы купить билет, нужно занять очередь, взяв талончик, и пока цифры на табло отмечают медленное продвижение народа, следует обязательно заполнить лист-требование. Там отмечается номер поезда, на который иностранец желает купить билет, все паспортные данные, класс вагона и предпочтительное место. Без этого квитка купить билет на железные дороги Индии нельзя.

Стоит заметить, что даже во втором, а тем более в третьем классе количество пассажиров вовсе не равно количеству наличных мест, и многие индусы запросто сидят в тамбурах, спят в проходе, набиваются битком на занятые полки. Если поезд индийских железных дорог идёт днём, почти наверняка его переполнят подсевшие по пути безбилетники, так что наличному народу придётся ужаться по принципу "в тесноте, да не в обиде..."

Учитывая, какая суетливая обстановка царит на вокзалах Индии и какими пробками радует местных траффик, лучше приехать к станции заранее. Вот, пожалуйста, орда тук-туков и микроавтобусов, привезших пассажиров и теперь ждущих поживу, лучше всего иностранца, не знающего, сколько в реальности стоит проезд до того или иного района...


По прибытии надо первым делом свериться с табло, чтобы понять, на каком перроне караулить свой поезд. Другое дело, что указанная информация ничего не гарантирует, и номер пути может запросто поменяться по ходу дела. Это тоже надо держать в уме...


Столпотворения на платформах не редкость, а, скорее, правило. Данное обстоятельство также надо учитывать, потому как пробиться сквозь толпу бывает затруднительно.


Примерно так выглядит стандартный вагон второго класса, он же "Sleeper". Увы, фото индийских поездов не дают полной картины, всю неприглядность интерьеров надо ощутить на собственной шкуре...


Не забудьте перед входом в вагон проверить, всё ли в порядке с билетами. У каждого открытого тамбура висят списки пассажиров с указанием, кто какое место занимает и до какой станции едет. Ей-богу, настоящая находка для шпиона...

Помимо надписей на санскрите лист также содержит список фамилий-имён на английском.

Наибольшей популярностью у местных жителей пользуются вагоны второго класса. "Sleeper" всегда набит под завязку, благо его оснащение позволяет извращаться. Когда речь идёт про "AC 3-tier " или "AC 2-tier ", там всё куда цивилизованнее, полки строго индивидуальны и пассажиров столько, сколько предусмотрено конструкцией. Здесь же на нижней полке вполне могут сидеть и трое, и четверо, и пятеро.

Собственно говоря, данный тип вагона индийских железных дорог до ужаса напоминает отечественный плацкарт, только потёртый, помятый и потрёпанный. И, что просто кошмар, здесь устроены три полки вместо обычных двух. При поднятой средней сидеть на нижней вообще нельзя, и сообщество сидящих вполне может воспротивиться желанию "среднего" улечься. Лучше всего жить на третьей полке, там и вентиляторы ближе, и меньше контакта с местными. Залез, значит, наверх, и отдыхай по мере возможностей...


Я бы даже рекомендовал нацелиться на верхние полки боковушек. Там гораздо больше пространства, и можно не только лежать, но и сидеть, не задевая головой потолок. Минус в том, что тогда некуда положить вещи, разве что к себе под голову.


Неудивительно, что во втором классе ездит в основном бедная публика, и атмосфера такого места, как индийский "sleeper", запоминается надолго. Кондиционированные вагоны - совсем другое дело, и лично я считаю, что экономить на проезде не стоит, себе дороже будет. Лично на мой взгляд, правильнее будет переплатить пару сотен рупий, но ехать с комфортом.


Удачи вам, и пусть индийские железные дороги успешно доставят вас по назначению. А то из-за привычки местного руководства ставить решётки на окна вагонов масса народу сгорела без шансов выбраться наружу. Может, лучше всё же таки автобусом ехать, а?