Боинг 767 400 схема салона лучшие места. Самое главное – эксплуатационные расходы

Последняя редакция 12.12.2011 17:06

Материал читали 25155 человек

С лета 1944 года Третий рейх и его союзники ушли в «глухую защиту». Катастрофа в Белоруссии, перенос боевых действий на восточном фронте за границы СССР, открытие второго фронта, массированные бомбардировки территории Германии: все подсказывало неминуемый и скорый крах «вечного» рейха. Отдельные локальные успехи германских вооруженных сил просто продлевали агонию. Германия и ее союзники были вынуждены вести войну на два фронта: с востока к исконно германским территориям подходила Красная Армия, чье военное могущество возрастало с каждым днем, с запада наступали англо-американские войска, имевшие «большой зуб» на нацистов и огромный технический перевес.

В контексте ведения боевых действий в период с июня 1944 года по май 1945 года возникает несколько довольно интересных вопросов. Как велики были потери рейха в личном составе вооруженных сил и в основных видах боевой техники в этот период? Как они распределялись по театрам военных действий? Какой направление (западное или восточное) было приоритетным для руководства рейха? Для тех, кто живет на территории бывшего СССР, казалось бы, ответ очевиден. Но верен ли он? Ведь для тех, кто сегодня живет на Западе и в США правильным ответом кажется совсем другой.

С одной стороны, существует «канонизированное» мнение, источник которого лежит еще в советской трактовке событий Второй Мировой войны: основные усилия ВС рейха и союзники немцев сосредоточили против Красной Армии, а западный фронт ими рассматривался, как второстепенный. С другой, существует прямо противоположное мнение, особенно в англоязычной «поп» историографии, расценивающее именно восточный фронт в качестве «второстепенного».
Попробуем абстрагироваться от личных пристрастий, предпочтений и патриотизма, и провести анализ распределения ресурсов в рейха по театрам военных действий и их потерь за последний год Второй мировой войны в Европе. Исходя из этих статистических данных мы и увидим, какой из фронтов считался немецким руководством более приоритетным. Проще говоря, кого Гитлер «больше боялся». Начнем с боевой техники.

АВИАЦИЯ

Боевая авиация играла огромную роль во Второй Мировой войне. Превосходство в воздухе позволяло противоборствующим сторонам наносить противнику существенные потери, в свою очередь весьма сильно снижая собственные. Более того авиастроение являлось своеобразной «лакмусовой бумагой» для каждой из воюющих стран, показывающей как промышленный и интеллектуальный потенциал страны, так и умение его реализовать на практике.
Начать надо со статистики выпуска авиационной техники во время Второй Мировой войны:

По немецким данным, немецкой авиапромышленностью и промышленностью оккупированных Германией стран с 1 сентября 1939 года и до конца войны было выпущено 113 515 самолетов всех типов, из них 18 235 бомбардировщиков, 53 729 истребителей, 12 359 штурмовиков, 11 546 учебных самолетов, 1190 морских самолетов, 3145 транспортно-десантных планеров.

В советское время утверждалось, что немцы потеряли на восточном фронте 77 000 самолетов. В классическом труде "Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах" даны более скромные цифры по потерям немецких ВВС на Восточном фронте: 1941 год – 4200 самолетов, 1942 – 11 550, 1943 – 15 200, 1944 – 17 500, 1945 год – 4 400. В общей сложности: 52 850 самолетов.

В монографии «Гриф секретности снят» коллектива авторов под руководством Г.Ф. Кривошеева содержатся другие данные потерь ВВС Германии на Восточном фронте: 1941 год – 4 000 самолетов, 1942 год – 11 500 самолетов, 1943 – 19 000, 1944 – 17 500, 1945 – 7 500. Итого: 59 500 самолетов всех типов. Это, так сказать, официальная российская точка зрения на сей момент.

Есть точка зрения, отличная от нашей официальной. Впервые цифры безвозвратных/общих потерь германских Luftwaffe были обнародованы известным историком авиации О. Гройлером (Грёллером) в 3-м номере журнала «Militaergechichte» еще в 1972 году, на основе ежедневных сводок 6-го отдела генерал-квартирмейстера ВВС рейха. Сказать, что эти данные отличаются от циркулировавших в советской историографии, значит, не сказать ничего. Так потери самолетов за 1941 год на восточном фронте составляют по этим данным 2213 самолет безвозвратно и 1435 сильно поврежденными. За период с января по август 1942 года 4 561 уничтоженными и 3 740 поврежденными .

Но дело в том, что документы 6-го отдела сохранились не полностью, поскольку архив люфтваффе был большей частью уничтожен самими немцами. Более либо менее полные данные сохранились по декабрь 1943 года, частично до декабря 1944 года, и отрывочно за 1945 год. Оставшаяся часть документов была большей частью вывезена в США, и только в 1970-х годах возвращена в военный архив ФРГ.

Таким образом, нет достоверных данных о потерях немецких ВВС за последний год боевых действий в Европе. Однако, безвозвратные потери на восточном фронте понесенные именно при выполнении боевых заданий были известны довольно точно. По данным Гройлера они составили в 1944 году: 839 истребителей, 1342 бомбардировщика и штурмовика, 376 разведчиков . Некоторые отечественные «историки» радостно уцепились за эти цифры и, исходя из известных потерь советских ВВС, вывели соотношение потерь 6:1 в пользу немцев, а кое-кто умудрился получить даже 8:1. Однако эти «историки» забыли учесть, что все воюющие стороны несли значительные небоевые потери в авиации в течение всей Второй Мировой войны. Цифра небоевых потерь колеблется от 40% в немецких ВВС, до 50-55% в советских. К тому же Гройлер писал свою работу еще в 1972 году, с тех пор вышло еще несколько весьма обстоятельных исследований по вопросу потерь немецких ВВС в период с 1940 по 1945 года.

На данный момент наиболее полная и достоверная информация по потерям люфтваффе и по раскладке этих потерь по ТВД содержится в работах профессора Мюррея и историка авиации Майкла Хольма .

Согласно этим данным потери Люфтваффе составляют: на Восточном фронте за период февраль – декабрь 1942 года 2 955 уничтоженных самолетов непосредственно в бою, 2 308 самолетов потерянных «вне воздействия противника» и 1806 самолетов поврежденными. Итого потери люфтваффе на советско-германском фронте составили 5263 самолета уничтоженными плюс 1806 поврежденными, а в сумме 7 069 боевых машин, что составляет 58% всех потерь люфтваффе за 1942 год по отношению ко всем ТВД. На всех остальных фронтах было потеряно 3 806 самолетов безвозвратно и 1 102 поврежденными, или 4 908 боевых машин. Данные по учебным частям за 1942 год отсутствуют.

May 23rd, 2017

|| " " №211, 7 сентября 1941 года

Воин Красной армии! Ты дал клятву до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Правительству. В боях с фашизмом свято выполняй военную присягу!

Германия бросила против СССР почти все свои авиационные силы. Советской авиации противостоят четыре немецких воздушных флота и авиакорпус.

Против СССР немцы сосредоточили по существу весь личный состав своих воздушных сил. Во главе воздушных флотов, оперирующих на Востоке, Гитлер поставил генералов Кессельринга, Леера, Келлера и Штумпфа. Облик командующих германскими воздушными флотами достаточно характерен для понимания некоторых процессов, происходящих в фашистской авиации. Все четыре командующих - в недавнем прошлом ничем не примечательные штабные офицеры. Генерал-полковник Леер - референт военного министерства, генерал-полковник Штумпф - чиновник генерального штаба и т.д. Некоторые из командующих воздушными флотами до прихода национал-социалистов к власти никакого отношения к авиации не имели. Штумпф пришел в авиацию в 1935 году, Кессельринг, получивший недавно звание генерал-фельдмаршала авиации, - в 1933 году. Этих фактов достаточно, чтобы понять: перед нами типичные представители нацистской армейской касты штабных офицеров, сумевших выслужиться перед Гитлером.

Германская бомбардировочная авиация имеет машины «Хейнкель-111», «Дорнье-215» и пикировщик «Юнкерс-88». На вооружении истребительной авиации находится одноместный скоростной самолет «Мессершмитт-109». В качестве многоцелевого самолета используется двухмоторный скоростной «Мессершмитт-110».

На первый взгляд действующие против СССР самолеты ничем не отличаются от тех машин, которые применялись немцами в их операциях против Франции и Англии. Но последние данные этих машин конечно нельзя сравнивать с первоначальными. Накануне войны с СССР немцы, не обновляя систему своих самолетов, тем не менее основательно модернизировали их за зиму 1940–1941 года, таким образом в войне против СССР под старыми названиями действуют по существу значительно обновленные немецкие машины. Однако, считая эту меру недостаточной, верховное командование немецких воздушных сил максимально форсировало выпуск нового истребителя «Хейнкель-113».

Итоги первых двух месяцев войны против СССР наглядно свидетельствуют, что главного, к чему стремились немцы - безраздельное господство в воздухе, - добиться им не удалось. Советские воздушные силы искусно и стойко сражаются с врагом. Воздушные бои со всей очевидностью показали, что советская авиационная техника не только не уступает германской, но во многом ее превосходит. Высокие данные наших машин, в частности новых самолетов-истребителей, вынуждены признать и враги. Интересно привести показания пленного немецкого летчика Ганса Газе.

«Когда германские летчики узнали, - сказал он, - что под Москвой действуют ночные истребители «И-17» (так немцы называют новые конструкции советских самолетов-истребителей), их настроение значительно снизилось. Летчики считают наиболее опасными истребители «И-17», потому что они обладают большой скоростью...»

За два первых месяца войны против СССР немцы потеряли свыше 7.200 самолетов - результат невиданный в истории авиации вообще и германской в частности. Многие наши авиационные соединения завоевали всенародную славу. В их «послужном списке» - рекордное количество сбитых машин. Наш народ с благодарностью произносит имена полковников Холзакова и Галунова, соединения которых уничтожили в общей сложности более 300 фашистских самолетов, т.е. самолетный парк трех воздушных эскадр. Страна воздает должное заслугам соединений, возглавляемых командирами Шевченко, Осипенко и Сидневым, - каждое из них истребило более ста вражеских самолетов.

Большой эффект дают действия советской авиации по вражеским аэродромам. Опыт показывает, что в этой войне воздушные силы действуют не крупными массами, а отдельными группами, и на фронте нет больших аэродромов, вмещающих сотни самолетов. Большинство аэродромов вмещает по нескольку десятков машин, некоторые по 40–60 самолетов, причем они расположены в укромных уголках и хорошо замаскированы. Однако, широко используя воздушную и наземную разведку, наши авиачасти наносят врагу сокрушительные удары на его же базах.

В моем распоряжении хроникальная запись действии советских летчиков по вражеским авиационным базам. Вот несколько строк из этого документа. В ночь с 23 на 24 июля группа наших бомбардировщиков разгромила немецко-фашистский аэродром, уничтожив 60 самолетов. 25 июля на аэродроме Русса в результате внезапной атаки подожжено 50 машин врага. 7 августа на аэродромах Кресты, Рошкополье, Веретенье уничтожено до 60 немецких самолетов. 17 августа наши летчики разбомбили вражеский аэродром близ местечка Овсище. 25 августа на аэродроме Спасское было сожжено 37 самолетов на земле и 14 сбито при взлете. 25 и 26 августа на аэродроме Фурсы огнем советских летчиков уничтожено 60 фашистских самолетов.

За время войны наша авиация истребила на земле свыше 2000 фашистских самолетов. Большой урон врагу наносит и наша зенитная артиллерия. На Смоленском направлении только за пять дней один из действующих здесь зенитных дивизионов сбил 13 самолетов, а другой сбил 23. Зенитчики командиров Погудкина и Лукошкина уничтожили 37 вражеских машин.

Таким образом, используя эти и другие средства в борьбе с вражескими воздушными силами, мы продолжаем наносить немцам удары один сильнее другого. Под сокрушительными атаками наших летчиков рушатся воздушные соединения фашистов. На бескрайних просторах советской земли прекращают свое существование многочисленные корпуса и эскадры фашистской Германии.

Вот воздушный корпус, возглавляемый генералом фон Грайм. 51-я и 54-я бомбардировочные эскадры этого корпуса потеряли в первые же дни войны 30 процентов всех своих самолетов, а 55-я эскадра - 50 процентов.

Авиационный корпус «Рихтгофен». Летчики-истребители подразделения майора Груздева разгромили один из самолетных парков этого корпуса. В результате двух последовательных атак на аэродромы они уничтожили 74 немецких самолета.

О значительных потерях, которые несет фашистская авиация на Востоке, постоянно говорят пленные немецкие летчики. По словам командира эскадрильи капитана Гюнтера фон Веншовского, из девяти самолетов его подразделения потеряны четыре, а из десяти летчиков погибло шесть. Обер-лейтенант Рикс Хейс показал, что из девяти самолетов его бомбардировочной эскадрильи семь уже сбиты нашей авиацией. По сообщению лейтенанта Шнекера, в их истребительной группе из тридцати самолетов осталось десять.

Наибольшие потери понесла немецкая авиация в районе действий воздушных флотов Кессельринга и Штумпфа, оперирующих на Западном и Юго-западном направлениях.

В воздушных боях больше всего гибнут фашистские истребители «Ме-109». До войны против СССР немцы считали эту машину авиаконструктора Мессершмитта наиболее удачной моделью современного истребителя. Треть всех сбитых машин составляют бомбардировщики «Хейнкель-111». Всего год назад этот самолет был использован для ударов по французским аэродромам, а вслед за тем для бомбардировки английских городов. Немцы считали его вполне современным и направляли в тыл французам и англичанам без сопровождения истребителей. В первые же дни воздушных боев на Востоке немцам пришлось его спешно модернизировать. Остальные потери немецкой авиации приходятся на другие марки.

Пытаясь сократить потери своей авиации, немцы предпринимают отчаянные усилия. Они возлагают свои надежды, прежде всего, на обновление самолетного парка. Но это еще далеко не решает всей проблемы. Дело в том, что в войне с Францией и в воздушных сражениях против Англии немцы потеряли 12.000 квалифицированных летчиков. Чтобы быстро восполнить боевые кадры своей авиации, они должны были создать многочисленные краткосрочные летные школы. Основной состав воздушных сил современной Германии состоит теперь из летчиков, обученных наскоро. Как показывает допрос пленных, большинство немецких летчиков пришло в авиацию во второй половине 1940 или в первой половине 1941 года. Стаж их боевой работы 2–8 месяцев. Осваивать новую материальную часть, более сложную, чем старая, им чрезвычайно трудно, и это неминуемо ведет к росту потерь. Вместе с тем низкая летная культура скороспелых «мастеров» гитлеровской авиации не позволяет им в полной мере использовать боевые качества новых машин.

Таким образом, в этих условиях обновление самолетного парка вряд ли сократит размер потерь. Для подготовки достаточного числа опытных мастеров летного дела нужно время, а его у гитлеровской Германии нет.

Следует учесть также, что возможности восполнения потерь, которыми располагает авиационная промышленность Германии, достаточно ограничены. До войны с СССР немецкие авиационные заводы и мастерские справлялись с восстановлением боевых и небоевых потерь лишь в том случае, если в строю находилась только известная часть воздушного флота (обычно пятая, третья, половина). Положение резко менялось, как только в строй вводились основные силы авиации. Так произошло в наиболее напряженный для гитлеровской авиации период с мая по сентябрь 1940 года. Тогда промышленность Германии еле справлялась с восполнением потерь. По крайней мере за эти пять месяцев рост самолетного парка совершенно прекратился. Сумев кое-как восполнить урон, авиационная промышленность Германии не смогла удовлетворить нужду в самолетах по мере развертывания военных операций.

Как известно, до начала войны с СССР боевые потери немецкой авиации в месяцы наиболее напряженных боевых действий составляли 1.500–1.900 самолетов в месяц. В 1939 году гитлеровская авиация потеряла 300 машин, в 1940 году - 6.800, за первые пять месяцев 1941 года - 1.350–1.700. Иначе говоря, за все время европейской войны, предшествующей нападению на СССР, потери фашистских вооруженных сил не достигли 9.000 самолетов. Все же, чтобы восстановить этот урон, немцам пришлось приложить все усилия, а их авиация была вынуждена время от времени сокращать размах военных действий.

Исходя из этих бесспорных положений, следует оценивать потери гитлеровских воздушных сил в войне против СССР. За первые два месяца войны потери фашистов выразились в весьма солидной цифре - свыше 7.200 машин. Если темп и масштаб боевых действий на фронте от Баренцова до Черного моря сохранится на этом уровне еще два-три месяца, то потери фашистской авиации неминуемо возрастут. Потери в материальной части и летном составе неизбежно ослабят и ограничат масштаб деятельности военно-воздушных сил Германии. Уже сейчас немецко-фашистская авиация вынуждена суживать участки своих действий, перебрасывать авиационные части с одного направления на другое. Даже при полной нагрузке авиационные предприятия Германии не смогут восполнить быстро растущие потери Германии.

Новые месяцы войны наши советские летчики встречают во всеоружии. Обогащенные опытом двухмесячной борьбы с врагом, они усиливают свои атаки. Девиз советских летчиков таков: ни один немецкий самолет, появившийся в нашем небе, не должен уйти назад.

Борьбу против гитлеровской Германии наша страна ведет в союзе с Великобританией. На страже антигитлеровской коалиции стоят Соединенные Штаты Америки. Наши силы неисчерпаемы. Они будут расти день ото дня. А это лучшая гарантия того, что победа будет за нами. «История войн свидетельствует, что побеждали всегда государства и армии, силы которых в ходе войны возрастали, а терпели поражение те государства, и армии, силы которых в ходе войны иссякали и уменьшались». // Генерал-майор авиации .
____________________________________
** ("Красная звезда", СССР)***
* ("Красная звезда", СССР)***


Враг боится наших внезапных атак. Смело навязывать фашистам ночной бой, наносить им удар за ударом!

Зенитчики преграждают врагу путь к городу Ленина

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 6 сентября. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Ночь. Сквозь темные облака глухо несутся снаряды. Комиссар читает красноармейцам приказ командования:

«На подступах к городу Ленина вы бесстрашно и мужественно исполняете свой долг. Ваши батареи показали образцы героизма. За вами город Ленина, ваши братья и сестры. Они гордятся вами».

Слово предоставляется зенитчикам. Один из них говорит:

На рассвете фашисты, наверно, опять прилетят. Заверяем вас, товарищ комиссар, что мы их встретим достойно.

И, как всегда, люди N зенитного дивизиона с честью сдержали свое обещание.

Над батареями лейтенантов Петрунина и Чистякова группами по три-четыре самолета кружились двенадцать «Мессершмиттов». Они зафиксировали батареи и ушли, но небо опустело не надолго. Скоро показались вражеские «Ю-88». Бомбардировщики заходили на батареи с юго-востока - первая группа, вторая, третья. По команде лейтенанта Петрунина зенитчики установили сплошную огневую завесу. Один самолет был сбит, остальные, разбросав бомбы, где попало, скрылись в облаках.

После короткой паузы второй ожесточенный налет. Фашисты засыпали зенитчиков бомбами. Однако ни одно орудие не пострадало. Зато враг не досчитался второй машины. На этот раз счет сбитым неприятельским самолетам открыл командир орудия младший сержант Краюхин. Снаряд угодил по наиболее уязвимому месту машины, и она камнем упала на землю. Фашистский злодей взорвался на собственных бомбах.

Потерпев неудачу, немецкие бомбардировщики в третий свой заход уже стали заметно сдержаннее - бомбили только из-за облаков, наугад. Но и там их настигали разящие залпы батарей Каплара, Никитина, Чистякова, Петрунина. Четырнадцать самолетов потеряли немцы за один день от меткого огня дивизиона, из них на долю батареи Петрунина падает семь.

Фашисты бросили против героических советских батарей свою артиллерию, минометы, наземные войска. И опять безрезультатно. Немцы потеряли артиллерийскую батарею и четыре миномета.

Разгром вражеского аэродрома

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 сентября. (По телефону от наш. спец. корр.). Проследив за полетом группы фашистских бомбардировщиков, возвращавшихся на свою базу, экипаж лейтенанта Струкова установил расположение одного из полевых аэродромов неприятеля. Лейтенант поспешил с донесением на командный пункт. Командир Лобачев принял решение: немедленно произвести налет на аэродром.

Спустя несколько минут группа наших штурмовиков пошла на цель. Зайдя со стороны солнца, звенья увеличили дистанцию и интервалы, а потом открыли сильный пулеметный огонь. Каждое звено атаковало заранее намеченную цель. Ведущий бил по самолетам, стоявшим на открытом краю площадки, ведомые справа - по самолетам, спрятанным в кустарнике, идущие слева - по группе ремонтируемых машин. Налет эскадрильи Лобачева был таким внезапным, что фашисты не успели оказать сопротивления.

Вслед за меткими очередями зажигательных пуль на аэродром посыпались фугасные и осколочные бомбы. Они ложились точно по целям. Младший лейтенант Баранов заметил, что находящаяся на краю площадки зенитная точка ведет огонь трассирующими пулями. Несколькими бомбами он вывел ее из строя.

Не понеся потерь, звенья благополучно вернулись на свой аэродром. Враг потерял восемь самолетов, радиостанцию, несколько бензозаправщиков и значительный запас боеприпасов.

**************************************** **************************************** **************************************** **************************
ЛЕНИНГРАД

Здесь земля победами дышала...
Виден всей стране издалека
Ленин у Финляндского вокзала,
Говорящий речь с броневика.

Память о бойцах и о героях
Этот город навсегда хранит.
Этот город на своих устоях
Колыбелью мужества стоит.

Песням и легендам повторяться
У застав, мостов и у ворот -
Боевая клятва ленинградцев
Над великим городом встает.

Дышит время заревом пожаров
И полки в сражение идут.
Ярость полновесного удара
Сомкнутые руки берегут.

Неприступным был он и остался
В боевые славные года.
Никому наш город не сдавался,
Никому не сдастся никогда!

Все знают о огромных потерях нашей авиации, которые она понесла в первые дни войны. Однако парадоксально, но именно боевые потери нашей авиации были не столь значительны, как представляются большинству. И как это не парадоксально боевые потери нашей авиации соизмеримы с боевыми потерями немецкой авиации.
Всего к 23 июня 1941 года, немцы заявили о 322 самолетах, уничтоженных в воздухе и 1489 - на земле, в результате авиоударов. Наши заявили об уничтожили 22 июня около 300 самолётов противника.

Хотя немцы признают боевую потерю гораздо меньшего количества самолётов. Объясняя большую часть потерь этого дня техническим причинам и человеческим фактором. Налёты вражеской авиации на наши аэродромы происходили и в дальнейшем. Но уже с гораздо меньшей эффективностью. И при этом все же цифры уничтоженных немцами наших самолётов гораздо меньше потерь нашей авиации. Которая, только в западных округах и флотах, имела около 16000 самолётов. Из них около 11000 в составе войск прикрытия. Но уже 10 июля ВВС действующей армии насчитывало всего около 2200 машин. А немцы, на это число, заявили об уничтожении порядка 3200 наших самолётов.
Один из самолётов румынских ВВС 22 июня 1941 года.


Парадоксально, но основные потери, порядка 9000 машин, наша авиация понесла не в воздухе, а на земле. Получилось так что эти самолёты были просто брошены на аэродромах. Нет, большинство машин было невозможно использовать. Что делает чести нашим дедам. И немцы отправили их на переплавку. Но факт остаётся фактом. Да и в докладе Герингу, по результатам первого дня войны, указано об обломках 2000 советских самолётов, на захваченной вермахтом территории.
Один из немецких самолётов признанных ими сбитым. 22.06.1941. Самолёты упавшие на их территории они сбитыми не признают.


А объяснение ему дать довольно просто. Главными целями при ударе по аэродромам, на рассвете 22 июня были отнюдь не самолёты. А склады, в первую очередь ГСМ, взлётно-посадочные полосы, узлы управления и связи, стоянки спецтехники, казармы личного состава и лишь в последнюю очередь самолёты. Обычно удар проводили три немецких бомбардировщика, в сопровождении пары «Мессершмитов». Бомбардировщики нагруженные обычно под завязку небольшими осколочными бомбами, до 40 50-килограмовых бомб на борт, атаковывали в первую очередь назначенные цели. И лишь, по уничтожении этих целей, сбрасывали остатки боезапаса по стоянкам самолётов. Частенько это был лишь пулемётный огонь их стрелков. «Мессера» же обычно атаковывали дежурные самолёты, а потом блокировали аэродром, не давая подняться нашим самолётам. И подавляя зенитный огонь. А после удара бомбардировщиков они обычно добивали пушками не поражённые бомбами цели и тоже проходились по стоянке самолётов. Причём по этой схеме уничтожались единицы наших самолётов. Но очень много самолётов было повреждено, и они нуждаясь в ремонте, не могли немедленно взлететь. А стремительное продвижение немецких сухопутных войск, так в одном месте в Прибалтике немцы за 22 июня прошли 80 км, не дало нашей авиации время на восстановление.


Итак, представим ситуацию, на нашем аэродроме, после первого немецкого удара. Штаб и пункт управления полётами уничтожены. Нет связи с командованием. Склады с ГСМ, боеприпасами и запчастями горят. Все передвижные мастерские и топливозаправщики уничтожены. ВПП в воронках. А сами самолёты стоят с дырявыми плоскостями, без горючего и боеприпасов. Пилотов, живущих вне аэродрома и поднятых по тревоге, перестреляли немецкие диверсанты. Или же местные националисты. Причём если украинские или прибалтийские были на прикорме у немцев, то вот польские… Польские подчинялись правительству в изгнании и были союзниками Великобритании. Однако это не помешало им 22.06.1941 выступить в одном строю с немцами.
А тех пилотов, кто был на аэродроме, завалило в казарме. Только одного из перечисленных факторов достаточно, что бы самолёты не взлетели, а они были в совокупности. А на горизонте уже пылили немецкие колонны. Вот и оставалось только одно, уничтожать самолёты и уходить на восток. Правда, была сделана попытка эвакуировать самолёты. Где были пилоты, то оставшиеся пригодными к полёту самолёты уводились в общем направлении на восток. Но, оказавшись на тыловых аэродромах без командования и должного обслуживания, в условиях стремительно продвижения немецких войск и эти машины оказались брошенными. Порой так и не сделав ни одного боевого вылета.


Конечно, всё это достаточно утрировано и собирательно. Вполне возможно, что на каждом отдельном аэродроме ситуация не была столь чудовищна. Но везде она была достаточно фатальна. Так несколько наших аэродромов были обстреляны немецкой артиллерией, в первые минуты войны. К тому же врагу помогло и наше авось. Ещё к 19 июня был изданы приказы по ВВС, предписывающий рассредоточить авиацию, замаскировать объекты, обеспечить прикрытии аэродромов зенитными средствами. К 20 числу он попал в войска, но везде его выполнение отложили на потом. А то и отменили. В лучшем случае самолёты и объекты слегка обложили ветками. Как бы приказ выполнили, самолёты и объекты как бы замаскировали. Даже не позаботившись оценить, а как эта «маскировка», в виде стоящих ровными рядами пирамидок из веток деревьев, выглядит с воздуха.


Но это одна, явная сторона медали. Другую хорошо раскрывают данные на сайте «РККА». Где представлена информация об всех самолётах ВВС РККА предназначенных для прикрытия госграницы. Правда, только ВВС РККА, авиация флота не указана, и только на 01.06.1941 года.
Сегодня достаточно точно известно, что СССР имел к началу войны около 16000 только боевых самолетов. На момент нападения СССР имел в западных округах около 10700 самолетов всех типов, противник, на линии соприкосновения, около 4800 только немецких машин. Т.е., перевес бумажный СССР составлял более чем в 2 раза. Но то бумажный. Представленные таблицы дают информацию совершенно другую информацию. О выделенных для прикрытия границы 8342 самолётах ВВС (без учёта авиации флота). Для которых было подготовлено 7222 экипажа. Правда, 1173 самолёта нуждались в ремонте. Что в принципе нормально. Самолёты всегда должны быть с запасом. Так что, теоретически только 53 пилота не могли подняться в воздух единовременно со всеми. Но только формально. Реально же в воздух могли подняться только 5007 самолетов. В полтора раза меньше чем их было! Напомню только немцы, без союзников, сосредоточили на линии госграницы 4800 самолётов, с чуть меньшим количеством пилотов. Ещё раз уточню 4800 боеготовых самолёта. И снова уточняю – на границе. Мы имея 8342 самолёта, разбросанных от границы и до Запорожья, поднимаем против них 5007 теоретически боеготовых. Спросите почему так? А вы посмотрите на 5-ю и 39-ю иад Ленинградского округа. В 5 иад 269 самолётов (5 неисправных) и 84 пилота. На каждого больше чем по 3 исправных истребителя. В 39-й 111 самолётов (тоже 5 неисправных) и 209 пилотов! По 2 пилота на самолёт! Напоминаю между ними Финский залив! Благодаря организации «умников» из ВВС РККА в 2 дивизиях 380 самолётов и 293 пилота. А прикрывать Ленинград от авиоудара можно поднять только 125 самолётов! И то только небольшими группами, без взаимодействия между ними. Такой бардак ни одной халатностью не объяснить.
































Но раскрывать эту сторону необходимо вот с этой фразы: «Тимошенко, “друг летчиков”, решил: почему пехота свои винтовки драит, артиллеристы и танкисты свои орудия драят, - а почему летчикам поблажка?! Танкист свою машину моет. Почему моют за летчиков? У нас был механик по самолетам и двигателям, механик по вооружению, моторист, - вот все. Теперь на звено (три самолета - К.О.): механик по приборам и механик по специальному оборудованию, и еще механик по вооружению на звено. Техник звена и техник самолета на каждый самолет. А тут оставляют на звено: оружейник (вместо четырех у нас остался один механик по вооружению на звено). Механик по самолетам - вместо четырех остался один. Мотористов - ни одного. Вот так! Обкорнали! Мы думали - что за идиотство? Мы отлетаем, все уставшие. …» (Интервью: А. Драбкин. Лит. обработка: С. Анисимов. Сайт «Я помню»)
В 1940 году вышел приказ №0200 наркома обороны Тимошенко. Согласно этому приказу командиры выслугой в рядах Красной Армии менее 4 лет обязаны были жить в общежитиях на казарменном положении… Тимошенко - во-первых, заставлял прыгать с парашютом не только летчиков, но и технический состав, якобы на случай войны предполагая их использовать в качестве бортстрелков. Во - вторых, с его подачи, до 1940 года лётчиков выпускали младшим лейтенантом, а с 1941 года стали выпускать сержантами.
Что значат эти «сокращения» технического персонала перед самой войной? Ни много ни мало - дополнительные гарантия возможного разгрома нашей авиации в момент нападения, и в первые дни войны. Даже разовая потеря в 1200 самолетов в первый день войны не могла настолько уничтожить всю авиацию западных округов. В первый день - нет. Да и в течении 2-3-х первых дней - тоже нет. А вот в последующую неделю, другую - добили. Как? А в том числе и за счет отсутствия тех самых мотористов и оружейников в наших авиачастях. Дело в том, что именно хорошей организацией обслуживания и ремонта поврежденной техники во время боевых действий и отличалась немецкая военная машина. Что в авиации, что в тех же танковых частях. Наши «умники» сокращали перед войной технический и обслуживающий персонал в ВВС и, особенно в западных округах, а немцы нет. Он у них был выше даже после итого как вернули оружейников (помните, кто по воспоминанию летчиков были оружейниками в наших авиаполках, особенно истребительных - женщины). И выходило что даже во время войны, когда оружейников и мотористов вернули, немцы делали вдвое больше вылетов в день, чем наши летчики. И получалось, что кратное превосходство наших ВВС в численности нивелировалось количеством боевых вылетов немецких лётчиков.
Конечно, во время войны женщин ставили оружейниками и из-за того что мужчины нужны были на фронте, но в начале войны оружейников и мотористов при самолетах вообще не оказалось. «Управлялись» силами летчиков! Вот потому немцы и добили нашу приграничную авиацию в несколько дней, имея формально чуть не вдвое меньше самолетов - они просто чаще могли подняться в воздух и в несколько заходов добивали наши аэродромы, пока наши летчики сами заправляли и обслуживали собственные самолеты! Плюс - отсутствие запасных аэродромов, на которые авиация западных округов не могла перелететь с началом боевых действий.


А были ещё интересные приказы от НКО для летчиков при Тимошенко. Вот что пишет маршал Скрипко:
«Пагубно отразилось на боевой подготовке выполнение требований приказа НКО № 303 от 4.11.40 г. «О переходе к производству полетов с колес в зимних условиях». Лыжи сняли, а укатывать снег было нечем, тракторов не хватало (нужно было 252, а получили только 8). Летчики в течение зимы фактически не вылетали на боевое применение…».
Т.е., потерянные за зиму навыки полетов у летчиков уж точно не способствовали повышению общей боеготовности летного состава перед войной. А ведь ещё и весной также летали немного - пока просохнет земля после весенней распутицы…
И тут очень интересны воспоминания летчиков начинавшими войну на границе. Например с генерал-лейтенантом С.Ф. Долгушиным, встретившим войну лётчиком-истребителем в Западном ОВО. И Долгушин более подробно рассказывает об этих «странных» сокращениях:
«
Впрочем, многое и до этого дня делалось будто “по заказу” (немцев): - начат ремонт базового аэродрома в г. Лида, - не были подготовлены запасные площадки…, - было уменьшено число мотористов и оружейников до одного на звено. Мало того, что Тимошенко в декабре 1940 г. перевел нас на положение как солдат, так еще и сняли с самолёта оружейника и моториста! А раньше было как - на 1 самолет (полагались - В.Б.):
- техник (это был офицер, как правило, техник-лейтенант - В.Б.);
- механик;
- моторист и
- оружейник.
Итого на самолет: 6 человек, потому что 4 ствола.
А тут посчитали, что:
- артиллерист свою пушку драит,
- пехота свою винтовку драит…
- а почему летчикам не драить?! (осталось 2 человека обслуги на самолет - техник и механик. - К.О.)
И отняли у нас! А потом - сразу же в первые же месяцы войны все ввели! Сразу же ввели: почувствовали, что идиотство натворили!»


: 20.03.2019 11:30

Цитирую сергей



: 05.05.2018 02:50

У немцев было 913 летчиков которые сбили от 30 до 352 самолёта. Больше чем выпустила советская промышленность за войну. Что сбивали остальные лётчики и зенитная артиллерия? У нас было всего 50 лётчиков которые сбили от 30 до 62 самолётов. Как эти 50 лётчиков угробили 913 немецких и загнали их в Берлин? Все их победы липовые.



: 18.07.2017 12:39


: 25.04.2017 13:56

Надо же было как то младых дойчбатыров на БОЙ стимулироВать-то.. Это ведь токмо "рюсским" лехко всегда на бой смертельный выходить то! Что в первый раз - что в 5-й!!




: 13.01.2017 21:36

Оказывается в люфтваффе существовал сленговый термин- "шейная чесотка" или "шейная болезнь"- когда в преддверии очередной награды или "круглой цифры" в количестве побед у истребителя начинался неимоверно быстро(даже в масштабах люфтваффе) расти личный счет "сбитых". В такие моменты эксперты люфтваффе начинали записывать чуть ли не все что успевали увидеть в полете, соответственно и командование начинало верить чуть ли е на слово. Это каких же масштабов достигало вранье, раз для этого даже термин народная молва придумала...



: 24.12.2016 10:09

Автор делает вывод о чудовищных завышениях советских летчиков (даже по сравнению с известными "мюнхгаузенами"-немцами) сравнивая заявленные нашими победы с якобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потерянными немцами, основываясь на немецких документах. Но есть одно НО - 97-98% донесений эскадрилий люфтваффе о потерях (т е самых полных и точных донесений) были УНИЧТОЖЕНЫ частично во время бомбежек союзников, частично - по приказу Геринга в апреле- мае 1945г. То есть графы в таблицах "сбито в действительности немецких самолетов" следует в лучшем случае переименовать в " по неполным данным сбито КАК МИНИМУМ"



: 18.11.2016 20:08

Цитирую Сергей Сиволобов

По этой теме еще добавлю- читал в свое время Зефирова "асы люфтваффе" понятно что никакого анализа и критического подхода- все основано на,образно говоря, "наградных листах", но выводы можно кое какие сделать. Например поразило относительно большое количество погибших асов(как истребителей, так и бомбардировщиков) в катастрофах вообще и в столкновениях в частности. Причем сталкивались как асы с новичками(что еще можно объяснить), так и опытные летчики между собой(например 17.01.43 К. Нордман(кавалер РК, 78 побед,800 б. вылетов) врезался(без видимых причин) в самолет командира 1/51JG Р. Буша) и таких случаев масса. И после этого они говорят что наши летчики летать не умели?



: 18.11.2016 18:03

Надеюсь меня поняли правильно))). А теперь еще в нашу копилку. 22 мая 1941 года над аэродромом Аргос столкнулись два Ю-87 из I/StG 3. Пилоты обер-лейтенант Эбнер и унтер-офицер Марквардт спаслись, оба стрелка погибли. Взрывом 5оо-кг бомбы был сбит третий "Юнкерс". Понятно, что у нас своих хватало неприятностей, но акцент делают именно на них. Но это как всегда- горят только русские танки, сбивают только русские самолеты...



: 18.11.2016 17:47

Хлобыстов наверно своих таранил. Так Вам и ответят продвинутые историки, тем более, что он и погиб, столкнувшись в воздухе со своим ведомым. А немецкие асы- непогрешимы, их и обсуждать-то неприлично, а Вы такой грубый и недемократичный!



: 18.11.2016 14:07

Раньше верил немецким данным хотя бы в отношении собственных потерь, но после нескольких случаев за сомневался и в этом. 1. В одном из боёв когда Хлобыстов совершил двойной таран у немцев вообще не зафиксировано потерь(даже повреждённых) об кого же он плоскость измочалил? 2. В одном из боёв летом 43 сбит Ме 109, все вроде нормально- летчика взяли в плен, доставили в штаб дивизии, но... потерь в документах люфтваффе опять нет. 3. В апреле 43 принудили к посадке опять же Ме 109, немцы,как вы догадались снова ничего не теряли, а захваченный самолёт проходит по их документации как сожженый самими немцами при отступлении ещё в феврале 43го... Чудеса?



: 18.11.2016 13:49

Интересно, почему автор упустил гениальный бой проведённый "асом Заполярья" Мюллером 1.09.42 ? В этом бою Мюллер сбил(и они ему были засчитаны) 2 советских самолёта(тип не указан), а гениальность боя в том что советская авиация в этот день в воздух ВООБЩЕ не поднималась, а служба ВНОС не зафиксировала ни одного самолётов пролёта.

Победа, безусловно, имеет абсолютно важное значение в войне, но от цены, которая была заплачена за нее, зависит лицо государства-победителя. В данном случае цена победы в воздухе может определяться прежде всего количеством потерянных экипажей и самолетов в период ведения боевых действий. Цена победы в воздухе является важнейшим критерием уровня боевого мастерства и военного искусства командного состава и летных экипажей, который определяет победителя как достигнувшего победы гораздс меньшими потерями, чем противник.

К сожалению, приходится считаться с тем, что цена за победу Советского Союза в Великой Отечественной войне была заплачена очень и очень высокая. Победа в воздухе не стала в этом плане неким абсолютно отдельным показателем. Судите сами.

Если со стороны ВВС Красной армии на советско-германском фронте в боевых действиях участвовало 129 400 самолетов, которые произвели 3,8 млн самолето-вылетов (29 в среднем на один самолет), то со стороны ВВС Германии - 48 450, которые произвели 1,8 млн самолето-вылетов (37 в среднем на самолет).

За годы войны на советско-германском фронте соотношение потерь самолетов составило 1 к 1,15. Если боевые потери ВВС КА составили 46 100, а не боевые - 60 300, то ВВС Германии на советско-германском фронте потеряли 52 850 самолетов, а всего с 1941 г. - 85 650 самолетов на Восточном и Западном фронтах.

Поданным самой Германии, потери в самолетах немецких ВВС, с учетом повреждений от 10% до полного уничтожения самолета, за всю Вторую мировую войну, с 01.09.39 г., составляют 71965.

Причем, если авиапромышленность СССР выпустила с 1941 по 1945 г. всего 122 100 самолетов, то авиапромышленность Германии - 100 749. По другим данным - 113 514. Следовательно, мы можем говорить о большем количестве, выпущенных самолетов и о меньшем количестве боевых потерь Советским Союзом.

Однако нельзя забывать о том, что Германия воевала на двух фронтах: с 1939 г. - 64 месяца, а ее не боевые потери были в несколько раз меньше потерь ВВС КА, что может говорить в целом о высоком уровне авиатехники и не менее высоком уровне подготовки летного состава люфтваффе.

Если безвозвратные потери летного состава ВВС КА с 1941 по 1945 г. составили 48 158, в том числе 28 193 летчика-пилота, то Германия потеряла в этот же период убитыми и пропавшими без вести более 66 тыс. человек летного состава на двух фронтах. По другим данным, люфтваффе с 1939 по 1945 г. потеряли всего около 24 тыс. убитыми и 27 тыс. пропавшими без вести.

Даже исходя из этих цифр, можно себе представить, какой ценой досталась победа в воздухе Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны.

На итогах боевых действий советских ВВС в начальном периоде войны отрицательно сказалось прежде всего преобладание в их составе самолетов устаревших типов, скученное базирование авиационных частей и соединений и громоздкость и неповоротливость организационно штатной структуры фронтовой авиации. Кроме того, уровень подготовки летного состава не соответствовал требованиям, предъявляемым войной.

Форсирование роста количества авиационных кадров происходило в ущерб качеству их подготовки, что, в свою очередь, повлекло снижение боеспособности и боеготовности авиачастей и авиасоединений. В преддверии войны командный состав ВВС оказался неуверенным в себе. Летный состав медленно переучивался на новую боевую технику, был слабо подготовлен к полетам в сложных метеоусловиях, ночью, к боевому применению сложных видов маневра. Приобретенный боевой опыт в военных конфликтах межвоенного периода мало подходил к условиям современной войны, а кроме того, при обобщении привел к неправильным выводам прежде всего в тактике родов авиации.

Все это привело к высоким потерям советской авиации в первые два года войны, увеличив «цену победы» ВВС Красной армии.

При том что численность самолетного парка ВВС КА постоянно возрастала благодаря росту объемов поступления машин от авиапромышленности и по ленд-лизу, состав группировки ВВС Германии на советско-германском фронте фактически последовательно сокращался. В результате это привело к численному превосходству в два и более раза авиагруппировки советских ВВС начиная с 1943 г. во всех стратегических операциях. К исходу войны количество новых типов самолетов возросло практически до 97%.

За годы войны на вооружении ВВС КА поступил целый ряд современных машин, не уступавших аналогичным самолетам в Германии. Советской авиапромышленности удалось серьезно улучшить боевые качества самолетов без увеличения их веса.

Кроме того, советские самолеты, рожденные перед самой войной, располагали резервами для модификации, в то время как у немецких самолетов, созданных гораздо раньше, уже в начале войны такие возможности фактически были исчерпаны. При этом недостатки в боевом применении, организации взаимодействия и управления авиацией в отдельных операциях способствовали увеличению неоправданных потерь авиации КА и безусловно отразились на цене победы.

Одной из причин высоких потерь можно также назвать отсутствие централизованного руководства советскими ВВС. Разделение авиации, до создания воздушных армий, на армейскую и фронтовую мешало массировать авиацию фронтов на главных направлениях.

Огромную роль в системе подготовки кадров ВВС сыграли формирование запасных и учебно-тренировочные авиаполков, поточная система обучения летчиков и сокращение сроков обучения в авиашколах и училищах. В сущности, с одной стороны, эти меры были оправданными в тех условиях. С другой - их тоже можно отнести к фактору увеличения потерь.

Исследователи потерь ВВС КА указывают на то, что многие из них происходили из существенных недочетов в теории и практике боевого применения ВВС. Отсутствие инициативы в ВВС КА в начальный период войны привело к ее огромным потерям. Кроме ошибок в теории строительства и применения ВВС, можно обратить внимание и на пренебрежение опытом войны, происходящей на Западе. Особенно это касается господства в воздухе и практики распределения основных усилий люфтваффе по задачам.

Наиболее важным является тот факт, что борьба с вражеской авиацией велась, как правило, силами истребительной авиации при прикрытии ею наиболее важных группировок войск фронтов и обеспечении других родов авиации.

Вместе с тем по ряду причин такие активные действия, как охота, блокирование аэродромов, навязывание воздушных боев, в отличие от противника проводились крайне редко. Можно сказать, практически полностью в советской авиации отсутствовали радиолокационные прицелы и средства РЭБ, что, в свою очередь, накладывало существенные ограничения на использование ВВС как ночью, так и в сложных метеоусловиях. И это тоже приводило к неоправданным потерям...

Таким образом, можно утверждать, что ВВС КА понесли значительные боевые потери и еще более значительные не боевые потери.

Н. Бодрихин считает потрясающие результаты асов люфтваффе несостоятельными. Он пишет: «Ведь итоги боевой работы более чем 40 тыс. только летчиков-истребителей, сражавшихся на стороне Германии в годы Второй мировой войны, описываются законом нормального распределения, и если предположить, что лучшие из них действительно одержали заявленное количество побед (352 - Э. Хартман, 301 - Г. Барнхорн, еще 13 летчиков - свыше 200,88 - более 100 и т.д.), то общее количество сбитых в воздушных боях самолетов превысит действительное в несколько раз». Он утверждает, «что потери самолетов союзников во Вторую мировую войну, по американским данным, складывались из небоевых потерь (40-50%), потерь от огня зенитной артиллерии (15-20%), числа сбитых в воздушных боях (20-30%) и потерянных на аэродромах. (7-12%).

В этом случае потери самолетов стран антигитлеровской коалиции в воздушных боях на европейском театре не должны превышать 30-35 тыс. машин, а расчетное числом сбитых летчиками люфтваффе превышает 60-80 тыс.».

Безусловно, патриотизм - дело хорошее и нужное. Сегодня его как раз таки не хватает. Но что касается исторического прошлого, то в этом плане все же дороже истина. Исследования показывают, что Германия по характеру потерь ВВС потеряла в воздушных боях 57%, или 30125 самолетов на советско-германском фронте, 17% составили потери самолетов на аэродромах (8984) и 26% - от огня зенитной артиллерии.

Следовательно, в таком случае американские данные не подходят для оценки критерия потерь как ВВС Германии так и ВВС КА.

Следует отметить, что наибольшее распространение в годы войны получил способ уничтожения самолетов противника в воздухе. На долю этого способа приходится 96% всех самолето-вылетов, выполненных советской авиацией в борьбе за господство в воздухе. В таком случае пилоты люфтваффе в ходе Второй мировой войны вполне могли одержать около 70 тыс. побед, в том числе 25 тыс. на Западном фронте и 45 тыс. на Восточном. Впрочем, некоторьк исследователи утверждают, что реальные цифры побед пилотов люфтваффе составляют 19 тыс. на Западном фронте, и около 32 тыс. на Восточном. Всего же около 5000 пилотов Германии имели на своем счету по пять и более побед.

Список же советских асов насчитывает более 2000 имен, из них около 800 летчиков добились 15 и больше побед, еще 400 - от 10 до 15 и около 200 летчиков сбили 20 и более самолетов противника.

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что после Первой мировой войны в молодой Республике Советов, а потом и в Советском Союзе отсутствовала преемственность поколений в области истребительной авиации. Не было школы... Мы начинали с нуля. В Германии же, наоборот, большое внимание уделялось подготовке летчиков-истребителей. Там прекрасно понимали их ценность в будущей войне, а значит, дорожили ими. А вопрос о преемственности как таковой не стоял вообще. Неудивительно, что в таком случае немецкий ас был прежде всего индивидуалистом и, если хотите, «охотником». Он не боялся импровизаций в тактике во имя воздушной победы.

В ВВС КА на «охоту» было выполнено самое меньшее количество боевых вылетов. Например, в 28-м ИАП, в котором мне довелось служить лейтенантом после училища, на эту задачу было произведено только 86 вылетов (в 1944 г. - 48, в 1945 г. - 38). Из 14 045 боевых вылетов это всего 6%.

По авторитетному мнению Героя Советского Союза генерала Г.А. Баевского, «люфтваффе представляли собой не только группу выдающихся летчиков, у них, а с этим были согласны ведущие асы Германии А. Галланд и Э. Хартман, были и «тысячи молодых, неизвестных немецких летчиков, которые погибли, не одержав победы ни в одном бою!»

Это еще раз показывает, сколь сложна профессия летчика-истребителя». Французский летчик-истребитель Пьер Ююстерман в принципе разделяет такое мнение: «В люфтваффе, похоже, не было «середины», и немецких летчиков можно было разделить на две вполне четких категории.

Асы, составляющие от общего числа летчиков 15-20%, действительно превосходили средних пилотов союзников. А остальные не заслуживали особого внимания. Отважные, но неспособные извлечь из своего самолета максимальную пользу. Причиной этого был прежде всего поспешный отбор в связи с тяжелыми потерями в «Битве за Англию» и в русской кампании. Их подготовка была очень короткой и не очень хорошо сбалансированной; первостепенное значение придавалось воспитанию морального духа, преданности великой немецкой идее и следованию военным теориям, при недооценке технического инструктажа. С конца; 1943 г. к этим ошибкам добавилась острая нехватка горючего. Так существовал, постепенно неся огромные потери в тяжелых испытаниях в небе Европы, героический отряд «бывалых людей» люфтваффе, настоящих ветеранов, имеющих за плечами три или четыре тысячи часов полета. Эти летчики, прошедшие школу испанской гражданской войны, уцелевшие в успешных кампаниях люфтваффе, начиная с 1940 г., досконально, во всех тонкостях знали свою работу - осторожные и уверенные в себе мастера летного дела, они были очень опасны.

С другой стороны, были молодые фанатики с высоким боевым духом и связанные железной дисциплиной, кого можно было во многих трудных обстоятельствах сравнительно легко посылать в бой.

В целом в конце 1944 - начале 1945 г. средний стандарт немецких летчиков-истребителей был намного выше, чем в любое другое время с 1940 г. Это можно объяснить - помимо важности боевой морали и чувства патриотизма - тем фактом, что отборные части летчиков-истребителей имели непревзойденный авторитет и первенство во всем - до раздачи горючего и смазочного материала».

28-й ИАП за годы войны уничтожил всего 511 самолетов и при этом потерял 56 летчиков.

5-й гвардейский ИАП за годы войны одержал 539 подтвержденных побед и при этом потерял 89 летчиков (36 - в воздушных боях, 23 - не вернулись с боевого задания, 7 - погибли от огня зенитной артиллерии, 7 - при бомбежках, штурмовках и обстрелах, 16 - в катастрофах).

32-й ИАП за войну уничтожил 518 самолетов противника и при этом потерял 61 летчика.

9-й ИАП всего сбил 558 самолетов противника.

Самым результативным полком в ВВС Красной армии стал 402-й Краснознаменный Севастопольский ИАП, который уничтожил в боях 810 самолетов противника.

Так почему же самая результативная истребительная эскадра люфтваффе (52-я) за годы войны не могла уничтожить 10 000 самолетов? Ведь нужно разделить на три группы, по-нашему - на три полка. И получится более трех тысяч на одну группу, на полк. При этом такой результативной была одна эскадра в люфтваффе, а не все. Почему бы не согласиться... Например, в другой элитной истребительной эскадре («Зеленое сердце» - 54-я) с 22 июня 1941 г. по 1945 г. из боевых вылетов не вернулось 416 летчиков. В 1942 г. там потеряли 93 летчика, в 1943 г. - 112, а в 1944 г. - 109. А за самый первый месяц войны в России, с 22 июня по 22 июля 1941 г., 37 летчиков этой эскадры (из 112 числящихся в ней по списку) были убиты или пропали без вести. То есть в каждом полку или группе в среднем более чем по десять на часть.

Например, в 1943 г. из этой эскадры в плен попал майор Ханс Ханн (108 побед) 21 февраля, обер-лейтенант Ханс Байссвенгер (152 победы) был сбит и погиб 17 марта, майор Рейнхард Зейлер (109 побед) был также сбит 5 июля, а обер-лейтенант Макс Штоц (189 побед) выбросился с парашютом и попал в плен 19 августа. У нас до сих пор считают, что если сбили немецкого летчика с таким количеством побед, то он не мог их столько иметь.

В Советском Союзе звания Героя Советского Союза было удостоено всего 2332 летчика. Из них в истребительной авиации 810 (35%). Всего дважды - 61. Из них 22 (36%) в истребительной авиации. Всего трижды - 2, и все в ИА.

В Германии кавалерами Рыцарского креста стали 1730 летчиков. Из них 568 (33%) в истребительной авиации.

«Дубовой ветвью» награждено 192 летчика. Из них 120 (63%) в истребительной авиации; «мечами» - 41, в том числе 25 (61%) в истребительной авиации; «бриллиантами» - 12, в том числе - 9 (75%) в истребительной авиации.

И здесь в награждении летчиков-асов двух сторон мы видим похожую сдержанность. И там и там не вешали высоких наград кому попало. А значит, не доработала пропаганда Геббельса, так как в Третьем рейхе Рыцарские кресты должны были сыпаться в несколько раз больше. В два или три! Но нет же. В двух странах награды присуждались, как правило, за определенное количество побед, а каждая победа, как известно, имела дорогую цену.