10 готических соборов средневековой европы. Самые великолепные готические соборы франции

Готические соборы это не культовые сооружения древних готов, а храмы, построенные в готическом стиле архитектуры. Этот архитектурный стиль появился во Франции в 12 веке, он пришел на смену романскому стилю.

Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.

Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.

10 готических соборов фото.

1. Собор Святого Стефана. Вена, Австрия

Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора – черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.

2. Бургосский собор. Бургос, Испания

Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) – средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.

3. Реймсский собор. Реймс, Франция

Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I – один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.

4. Миланский собор. Милан, Италия

Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.

5. Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания

Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда – башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.

6. Йоркский собор. Йорк, Англия

Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.

7. Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) – красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.

8. Кёльнский собор. Кёльн, Германия

Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.

9. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия

Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.

10. Шартрский собор. Шартр, Франция

Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.

Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?

Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными .

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia


Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.


Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.

Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора.

Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор.

Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Готический стиль охватывает разные виды искусства – живопись, фреску, скульптуру, витражи. Но именно средневековые соборы, храмы и монастыри Европы, в том числе и Германии, в полной мере раскрывают богатство, величие и монументальность готического стиля в архитектуре. Ему присуще наличие узких высоких башен, арок с заостренным верхом, разноцветных витражей на окнах, щедро украшенного фасада.

Все это вместе с мрачными каменными фигурами мифических существ на стенах зданий создает неподражаемый архитектурный ансамбль. На севере Германии в виду дефицита природного камня сформировался особый стиль – кирпичная готика, который существенно распространился на страны Балтики.

Соборы и монастыри Германии в готическом стиле

Кёльнский собор

Один из главных шедевров готической архитектуры, чьи башни возносятся ввысь на 157 м, поражает монументальностью и в то же время легкостью и изяществом своих ажурных форм. Преодолев 509 ступеней лестницы, можно попасть на колокольню, откуда виден весь город и его окрестности. В соборе хранятся ценные коллекции картин, драгоценностей, скульптур, собранные за столетия. Среди них скамьи в хоре, фрески, главный алтарь, оконные витражи, кресты, дароносицы и др.

Ульмский собор

Строительство второго по величине собора Германии, действующего и поныне, продолжалось 5 веков. Начали его возводить в XIV веке, на средства горожан. А западная башня высотой 161 м была достроена только в конце XIX века. На ней расположена смотровая площадка, чтобы добраться на нее, предстоит подняться по 768 ступеням. На крыше собора установлена скульптура воробья – символа города Ульм, с которым связана местная легенда.


Фрауэнкирхе (Мюнхен)

Самый высокий собор Мюнхена строился в XV-XVI вв. Его оригинальные башни с куполами-луковицами имеют высоту 99 м. С XVI века в соборе венчали и хоронили представителей правящей династии Баварии. Несмотря на то, что во время войны большая часть внутреннего убранства храма была уничтожена, сохранилась гробница римского императора Людвига IV из черного мрамора, великолепный средневековый алтарь, хоровые скамьи, датированные 1502 годом.


Фрайбургский кафедральный собор

Собор во Фрайбурге был построен в XII-XVI вв. из красного песчаника. Отличительной особенностью его 116-метровой башни является ажурный, прозрачный, словно кружевной, шпиль. В башне находятся 16 колоколов, самому старому – 750 лет. Также здесь на уровне 70 м расположена смотровая площадка. Главное украшение храма – алтарь, расписанный библейскими сюжетами из жизни Богоматери. Орган собора — один из самых крупных в мире.


Либфрауэнкирхе (Трир)

Одна из самых древних готических церквей в мире начала строиться в 1230 году на месте дворца матери императора Константина Великого. С помощью крытой галереи церковь соединена с Трирским Кафедральным собором. Окна церкви украшают искусные витражи, ее своды поддерживают 12 колонн с изображениями 12-и апостолов. В течение долгого времени церковь была местом для погребения, но до наших дней сохранились лишь немногие надгробия и эпитафии.

Любекский собор

Двухшпильное величественно здание собора имеет рекордную для краснокирпичных храмов длину – 130 м. В начале XIII века собор был возведен в романском стиле, а с 1266 года его начали перестраивать согласно законам готической архитектуры. Жемчужина храма – Триумфальный крест высотой 17 м и кафедра с астрономическими часами, установленные в 1477 году. Также внимание туристов привлекает ряд каменных саркофагов в погребальной соборной капелле.


Церковь Святого Духа в Гейдельберге

Строительство самого большого храма в Гейдельберге началось в 1398 году и продолжалось более ста лет. Здесь находится захоронение курфюрста Рупрехта III (основателя церкви и городского университета) и его жены. До 1623 года в стенах церкви хранились несколько тысяч уникальных книг и рукописей – первых экземпляров Палатинской библиотеки, впоследствии вывезенных в Ватикан. Ныне церковь действующая, в ней проходят богослужения и концерты органной музыки.

Магдебургский собор

Один из самых крупных соборов Германии строился на протяжении трех веков, начиная с 1209 года. Его облик соединяет в себе готические и романские черты. Длина здания – 120 м, высота двух башен – 99 и 104 м. Знаменитые сокровища храма – скульптуры дев середины XIII века, древнеримские гранитные и мраморные колонны, резные фигуры на тему жизни Христа. Также на территории собора находятся многочисленные исторические захоронения.


Церковь Св. Елизаветы в Марбурге

Церковь названа в честь жены Тюрингского ландграфа, основавшей в Марбурге приют для бедных, ухаживающей за больными и причисленной после смерти к лику святых. Ее прах хранится в церкви в золотом саркофаге. До наших дней прекрасно сохранились великолепные витражи, фрески, алтарь св. Елизаветы, деревянный главный алтарь 1290 года, предметы прикладного искусства XIII-XIV вв. Венчают церковь две 80-метровые башни с колоколами XIII века.

Регенсбургский собор

Строительство кафедрального собора было начато в XIII веке и продолжалось в течение 6 веков. Его сокровищница хранит множество христианских реликвий. Среди них мощи Иоанна Златоуста, мученика Севастиана Медиоланского и святого Лаврентия, бронзовый крест с горным хрусталем XII века, золотой крест с драгоценными камнями XIII века и др. Внутри храм украшают фрески и витражи XIV века. Колокольня содержит 8 колоколов, самому старому – 400 лет.


Церковь Св. Николая в Штральзунде

Жемчужина кирпичной готики. Церковь посвящена Николаю Мирликийскому – известному покровителю моряков, строилась она с 1270 по 1360 годы. Главные украшения храма – 12-метровый резной алтарь, декорированный более чем сотней фигур, скульптура Святой Анны высотой 2,5 м. Особую ценность представляют гигантские астрономические часы, датированные 1394 годом – одни из самых старых в мире. Не меньший интерес вызывают настенные росписи и великолепные рельефные изображения.


Мейсенский собор

Строительство собора велось постепенно и заняло в общей сложности шесть с половиной веков. Расположен собор на территории замка Альбрехтсбург, особую изысканность ему придают три ажурные башни, которые видны практически из любой точки старого города. Истинное произведение искусства — главный колокол храма, отлитый в 1928 году. По четырем его сторонам изображены сцены из апокалипсиса, а на вершине – корона с 4-мя Евангелистами.

Ахенский собор

Один из самых древних храмов Европы, сочетающий в себе фрагменты классического, византийского и готического стилей, был основан Карлом Великим в 796 году. На протяжении 6 веков здесь короновали германских монархов. В центре собора — восьмигранная капелла, где хранится трон Карла Великого, а в золотом саркофаге покоятся его останки. Среди христианских реликвий – покрывало с казни Иоанна Крестителя, набедренная повязка Христа, покров Девы Марии.


Франкфуртский собор

Свою историю храм ведет ещё со времен Римской империи, но нынешний его облик с готическими чертами и 100-метровым красным шпилем начал складываться в XIII веке. Собор назван в честь святого Варфоломея, череп которого является главной святыней храма. Внутренние помещения украшены произведениями искусства, среди которых скульптура Распятие Христа 1509 года, полотно Ван Дейка «Снятие с креста» 1627 года, фрески на тему жизни апостола Варфоломея 1407 года.


Доберанская монастырская церковь

Яркий образец кирпичной готики. В начале XII века силами монахов цистерцианцев и мирян в Мекленбурге был построен Доберанский монастырь. Однако в последующие два столетия войны и пожары разрушили здание. Лишь в 1368 году работы по его восстановлению завершились, и была освящена монастырская церковь, ставшая главной усыпальницей правителей Мекленбурга. Просуществовал монастырь до XVI века. Несколько раз его здание реставрировали, в последний раз – в 1962 году.


Рыночная церковь в Ганновере

Главная Ганноверская церковь из красного кирпича была сооружена в XIV веке, высота ее башни со шпилем 98 м. Ценными раритетами являются средневековые витражные окна 1370 года, главный алтарь из липы 1480 года, бронзовая купель 1500 года. Здесь много церковных захоронений, преимущественно XVI-XVII вв. Еще одна гордость церкви – колокольня из 11 колоколов. В годы войны здание церкви серьезно пострадало, реконструкция закончилась в 1952 году.


Церковь Святого Лаврентия в Нюрнберге

Один из первых храмов Германии, принявший в начале XVI века лютеранскую веру. Главная его изюминка – великолепная ажурная розетка окна диаметром 10 м между двумя башнями. Внутренние помещения украшают работы известных нюрнбергских мастеров. Большую ценность представляют золоченый канделябр, дарохранительница, витражи и скульптуры. В годы войны здание церкви было повреждено, восстановительные работы продолжались до начала 60-х. Храм действующий.

Церковь Святого Себальда в Нюрнберге

Самая старая церковь Нюрнберга названа именем миссионера и покровителя города, мощи которого хранятся внутри храма. Строительство церкви началось в 1225 году и продолжалось полтора столетия. В ней сохранились роскошные скульптуры, барельефы, готический средневековый алтарь. Гордостью церкви был орган середины XV века – один из самых старых действующих органов в мире. К сожалению, во время войны он был уничтожен и позднее заменен новым инструментом.


Церковь Святой Марии в Любеке

Прообраз стиля кирпичной готики для десятков храмов в балтийском регионе. Строительство главной приходской церкви в городе началось в 1251 году и длилось 100 лет. Высота двух ее башен с флюгерами – 125 м. В церкви 9 больших и 10 малых погребальных капелл. Среди сохранившихся реликвий – бронзовая купель 1337 года, алтарь 1518 года, рельеф со сценами страстей Христовых 1515 года. В 1942 году церковь была сильно повреждена. Упавшие и расколотые колокола до сих пор хранятся в одной из капелл в память о кровопролитной войне.


Церковь Девы Марии в Нюрнберге

В 1358 году церковь возвели на месте снесенной синагоги. Каждый день в полдень под старинными 500-летними часами, расположенными на фасаде здания, начинается настоящее представление с участием движущихся деревянных фигурок – императора, курфюрстов, музыкантов. Самая ценная вещь внутри храма – старинный алтарь работы неизвестного автора, датируемый XV веком. После значительных разрушений в годы войны церковь несколько раз реставрировалась.


Аугсбургский собор

Величественное сооружение собора в Баварии органично сочетает в себе фрагменты романского и более позднего готического стиля. Огромную ценность представляют самые старые в мире цветные оконные витражи, изображающие пророков и царей из Ветхого Завета. Период их создания – XI век. До наших дней отлично сохранились настенные фрески 1491 года, картины и рельефы на тему жизни Девы Марии 1493 года, самое большое в Германии собрание надгробий с эпитафиями.


Церковь Святого Ламберта в Мюнстере

Здание храма в Мюнстере было заложено в 1375 году. 90-метровая его башня – самая высокая в городе. По давней традиции каждый вечер смотритель поднимается на нее и трубит в рог, тем самым возвещая, что в округе все спокойно. Церковь знаменита тем, что после распада Мюнстерской коммуны в XVI веке здесь в железных клетках были выставлены тела трех казненных руководителей восстания. Клетки и сейчас подвешены на церковной башне.

Наумбургский собор

Изначально кафедральный собор с четырьмя башнями был построен в 1029 году в романском стиле. А впоследствии, в течение нескольких веков, он расширялся и достраивался уже в готическом стиле. Западные хоры собора известны своими выразительными и реалистичными каменными фигурами работы неизвестного мастера XIII века. Они выполнены в человеческий рост и изображают 12 представителей высшей знати, на щедрые пожертвования которых и был построен храм.


Церковь Святого Мартина в Ландсхуте

Готический храм из красного кирпича в Ландсхуте строился с 1389 по 1507 год на средства богатых горожан. Высота его башни – 130 м, в течение четырех веков это было самое высокое в мире кирпичное строение. Чтобы насладиться панорамой города, нужно преодолеть 495 ступеней винтовой лестницы, ведущей на колокольню с 8-ю колоколами. Внутри храма находится шестиметровое резное распятие Христа, выполненное в 1495 году, орган XVIII века.


Шверинский собор

Одно из самых высоких зданий в северной Германии в стиле кирпичной готики, зеленый шпиль которого виден издалека. Первые упоминания о соборе относятся к началу XII века. В XIII веке здесь появились бесценные реликвии – капля Христовой крови в камне и шип из тернового венца Христа. А в следующем веке эта коллекция пополнилась фрагментом распятия Иисуса. Особого внимания достойны Триумфальный крест, средневековый алтарь, бронзовая купель, старинный орган.


Собор Святого Николая в Грайфсвальде

Кирпичная готика. Стометровая восьмиугольная башня собора – символ университетского города Грайфсвальда. На ней оборудована смотровая площадка, к которой ведут 264 каменных и ещё примерно 100 деревянных ступеней. Также на башне находятся 6 массивных средневековых колоколов. Строительство собора было начато в середине XIII века и продолжалось до начала XV века. Каспар Давид Фридрих – один из знаменитых немецких художников — был крещен в этом храме в 1774 году.


Эрфуртский собор

Готические черты построенный в 1253 году романский храм приобрел в середине XIV века. Его хор украшают 18-метровые витражи XV века, не имеющие аналогов в Германии. Внутри здания хранится много произведений средневекового искусства, среди них — бронзовый подсвечник Wolfram 1160 года высотой в человеческий рост. Особая гордость храма – самый крупный в мире автоматический колокол Глориоза. Он появился на башне в 1497 году и славится своим чистым звучанием.


Бременский собор

Основание собора было заложено в 1042 году, окончательный свой вид с готическими чертами он приобрел в XIII веке и с тех пор реконструировался лишь дважды – в XIX веке и после Второй мировой войны. Украшают собор две 100-метровые ажурные башни с колокольней и смотровой площадкой. Достопримечательности храма – Свинцовый подвал с мумиями, резная кафедра — подарок шведской королевы и Библейский сад с растениями, упомянутыми в Священном писании.


Коринский монастырь

Полуразрушенный ныне монастырь из красного кирпича находится на берегу озера в нескольких километрах от города Эберсвальд. В XIII веке его построили монахи ордена цистерцианцев. В XVI веке аббатство было распущено. В настоящее время это памятник архитектуры стиля кирпичной готики, активно посещаемый туристами, в его сохранившихся стенах проходят различные культурные мероприятия. В частности, ежегодный Коринский летний музыкальный фестиваль.


Монастырь Ленин

Аббатство в Клостер-Ленин близ Потсдама в 1180 году основали монахи-цистерцианцы. Находилось оно в окружении лесов и водоемов, неподалеку от Монастырского озера. Отличительной его особенностью был скупой архитектурный стиль кирпичной романики и готики, без излишеств, и особая техника нанесения растительных орнаментов на оконные витражи. Один из наиболее процветающих монастырей просуществовал до 1542 года, а затем был распущен. С начала XX века здание принадлежит монастырю Луизы Генриетты.


Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Средние века всегда отождествляются с развитием христианства. Церковь получила власть не только в религиозной, но и в светской жизни. Она начала управлять государствами, сажать на престол угодных себе монархов.

Обучение грамоте велось по церковным книгам. Единственной литературой была религиозная. Музыка также связывалась напрямую с христианством. Готический стиль в архитектуре Средневековья взаимодействовал со всеми видами искусства.

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Средние века подарили искусству много хорошего и интересного. Готика – одна из таких вещей. Мрачный, темный и туманный стиль распространился не только на архитектуру, но и на одежду, литературу, кинематограф и даже музыку! Ниже мы подробнее расскажем о каждом ответвлении готического искусства.

Готика в архитектуре

Готические здания – одни из самых красивых и величественных во всём мире. Согласитесь, эти высокие католические соборы с витражами, высокими потолками и колонами действительно зачаровывают.

Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе. В отличие от предшественников, готические сооружения строились без использования древесины. Камень, песок, известь и некоторые другие материалы полностью заменили дерево, которое легко сжечь. Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными. Например, для тех же соборов требовались определенные чертежи, а храмы строили каркасом, который возвышался высоко вверх. Снаружи храмы выглядели более шикарно, ведь стены и фасады украшали рельефами и колонами, внутри на стенах и потолке были рисунки и фрески, окна были фигурными с витражами.

Готика распространилась по всей Европе, однако имела свои особенности в каждой из стран. Да, они заимствовали друг у друга какие-то приемы, но из-за определенного местоположения или недостатка каких-либо материалов приобретала свои собственные черты.

Собор Парижской Богоматери, Франция. Именно во Франции зародилась готика и каноны готического строения.

Собор Парижской Богоматери, Франция

Английская готика была близкой к французской, но всё же отличалась. Английские монастыри были крепче и более походили на укрепления, чем на соборы.

Кентерберийский собор

Германская готика появилась из-за того, что к романским сооружениям пристраивали что-то в готическом стиле. Так появился переходной романо-готический стиль.

Аббатство Святого Михаила

Польша не имела доступа к такому большому количеству камней, так что им приходилось строить здания из кирпича.

Дом Коперника, Торунь, Польша

В Чехии готика много взяла от Франции, но помимо этого строения выполняли роль ориентира. Соборы возвышались высоко над площадями, и их было очень хорошо видно.

Собор Святой Варвары в Чехии

Итальянские готические соборы не стремились вверх, а «расплывались» по всей площади. Однако итальянцы много внимания уделяли внешнему виду соборов и украшали стены снаружи краской и рельефами.

Миланский собор или Дуомо Милана

Испанская готическая архитектура претерпела очень большие изменения. Во-первых, из-за того, что Испания – жаркая страна, окна в таких соборах были узкие, и в помещениях всегда царил полумрак и приятная прохлада; во-вторых, многие соборы были недостроенными, изменялись со временем и перестраивались. По этой причина здания не «росли» вверх.

Бургосский собор в Испании

Чешская архитектура значительно изменилась за всё своё существование. Она вобрала в себя почти все отличительные особенности разных стран и в разное время по-разному их использовала.

Костел святого Якуба Старшего

В России готики как таковой не было, однако некоторые свойственные готической архитектуре приемы использовались в сочетании с московским барокко и получилась такие псевдоготические здания.

Соборный комплекс в Можайске

Нео готика вернулась в XVIII веке и до начала 1900-х была популярна. В то время были построены разные здания по всему миру.

Замок Нойшванштайн

Готическая живопись и скульптура

Строящиеся храмы нужно было каким-нибудь образом украшать. Так что изобразительное искусство в то время было очень востребовано. Конкретно скульптуры не были «подчинены» стенам, ведь их делали именно как скульптуры, а не как украшение на фасаде.

Живопись тоже развивалась из-за того, что стало зарождаться светское общество. Стали популярными рисунки в книгах, а также фрески и витражи, чья палитра стала намного богаче. Помимо этого, художники стали четче передавать человеческую натуру и вернули рисунку «живость».

Готическая литература

Основной особенностью готической литературы является её мрачность и ужас. Но в отличие от современных ужасов, в готике они более «мягкие» и «приятные». Помимо этого в готических романах часто присутствует что-то сверхъестественное (например, приведения, живущие в больших родовых поместьях) и мистическое. Туманные пейзажи готического поместья, ужас, который испытывает герой, прислушиваясь, как что-то грохочет в этом поместье ночью. И какая-то страшная тайна, которую держат в секрете все слуги. Иногда в готических романах происходит убийство. Часто кровавое, но из-за нравов того общества оно не слишком красочно описывалось. Кстати, на основе готики появилось так называемое «темное фэнтези».

Произведения, написанные в готическом стиле: «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Дракула» Б. Стокер, «Странная история Доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Стивенсон, «Маска красной смерти» Э. По, «Женщина в белом» У. Коллинз, «Тринадцатая сказка» Д. Сеттерфилд и др.
Писатели: Шарлотта Бронте, Джейн Остин, Эдгар По, Оскар Уайльд, Стивен Кинг (цикл «Тёмная Башня») и др.

Обычно действие происходит в темном и мрачном готическом поместье (в смысле в готическом стиле), где давным-давно было совершено убийство и теперь призрак жертвы ночами бродит по коридорам и доводит до истерики жителей.

Готическая музыка

Из-за многообразия музыки, сложно составить точное описание исполнителя готической музыки. Но самое главное — то, что в готик-роке преобладает мрачная тематика: поднимаются тяжелые вопросы, имидж группы можно описать как «мрачный» и «грустный». При этом, исполнителям не обязательно выступать в готических нарядах (хотя у некоторых это приветствуется. Привет, глэм, от которого пошла театрализация выступлений). Готическая музыка взяла что-то из «панковской» тематики, но при этом она была мягче и спокойнее, медленнее и монотоннее.

В США появился дэт-рок, разновидность готической музыки. Однако если они и взяли что-то у готик-рока, то точно переделали это по своему. В отличие от медленного и более или менее миролюбивого готик-рока, дэт-рок — тяжелый, ритмичный и его тематика более жестокая: оккультизм, фильмы ужасов и прочее.

С развитием электронной музыки появился дарквэйв («тёмная волна») – электронная музыка с атмосферным и минорным звучанием. Тексты обычно меланхоличные, мрачные. И это если тексты имеются, ведь часто исполнители обходятся и без них.

Готабилли – не очень популярный, но существующий жанр. Смешивание рокабилли и готик-рока.

И самый готический стиль из всей готической музыки – готик-метал или готический металл. Это те самые музыканты с длинными волосами, черной одежде и платьях, которые поют о трагедии и смерти. В основном это тот же металл с красивыми и меланхоличными текстами, как в готик-роке. Много акустических струнных инструментов вроде виолончели, гитары или скрипки. Но намного интереснее в готическом роке вокал. Чаще всего он женский, как в симфоник-роке, но часто применяется эффект «красавицы и чудовища» – лирический и мелодичный женский голос вместе с грубым мужским гроулингом. Иногда, правда, встречается и чисто мужской вокал.

Группы и исполнители готического направления: Joy Division, The Sisters Of Mercy (готик-рок), Christian Death, Ghost Dance (дэт-рок), Das Ich, Skinny Puppy (дарквэйв), The Cramps, Zombie Ghost Train (готабилли), Lacrimosa, Within Temptation (готик-метал).

Готический образ

На сегодняшний день готический образ – один из самых популярных, именно благодаря присущей ему мистике. Чаще всего этим пользуются музыканты, создавая вокруг себя готическую атмосферу, даже и не будучи исполнителями в готик-стиле. Особую популярность готика приобрела, когда зародилась субкультура «готов», которая на сегодняшний день практически исчезла (как и другие субкультуры).
Создать готический образ довольно просто, хотя и затратно. В таком образе обычно используют одежду темных и красных тонов, корсеты, разные украшения и амулеты. Часто используются кружева и плащи. Мужская одежда не так разнообразна и чаще всего сводится к тем же плащам и рубашкам, которые внешне напоминают средневековые (стоит отметить, что всё это описывает не «готов», как субкультуру, а именно готический стиль одежды).

Готика – одно из самых популярных и красивых движений в искусстве, которое прошло проверку временем и принесло что-то своё во все сферы искусства. А мрачная картина кладбища с полной луной на фоне всегда будет появляться вам, при упоминании готического стиля.