Морские цыгане: кочующие по морям. Ко Панье (Koh Panyee) – деревня морских цыган

У цыган есть дом? Да-да! Та самая популярная деревня морских цыган в заливе Пханг-Нга, вблизи Пхукета. На какие деньги живут местные, как строятся дома, и кто стал основателем деревни цыган?

Деревня морских цыган – Ко Панье (Koh Panyee) – что она из себя представляет?

Деревня морских цыган - Ко Панье, что находится в заливе Пханг-Нга, рядом с о. Пхукет – удивительное место-городок, стоящее полностью на воде. Несмотря на полное отсутствие суши, в нем на постоянной основе проживает более 400 цыганских семей. Это именно тот редкий и удивительный случай, когда вы можете увидеть цыган, которые не кочуют, а живут и «зарабатывают» в одном месте.

Деревня морских цыган с высоты птичьего полета

Что представляет из себя морская цыганская деревня около Пхукета

Площадь деревушки – всего около 5 км². Она располагается у подножья огромной скалы, в заливе Пханг-Нга, которая входит в состав одноименного национального парка. Все дома, кроме мечети – стоят на сваях, вбитых в дно Андаманского моря. Школы, магазины и, даже, полицейские участки - «построены на воде». Жизнь местных никак не отличается от привычной, наземной. Вместо дорог - небольшие мостики, машин – лодки. Визитная карточка острова – мечеть. Она является символом деревни и почетным местом среди проживающих мусульман. В ней проходят собрания старейшин, религиозные праздники, крупные мероприятия.

На фото виднеется мечеть в деревне морских цыган

Удивительно, но в дневное (рабочее) время в деревне находятся только женщины, дети и старики. Все мужчины в этот момент занимаются рыболовным промыслом.

Школа "на воде" в деревне морских цыган. Улица с местным транспортом

История деревни морских цыган

Свою историю деревня начала в конце 18-ого столетия. К сожалению, селение на воде было «вынуждено» строиться «от противного». В те времена в Тайланде закон запрещал находится иностранцам на земле королевства. Про постройку постоянного жилья – и речи не шло. Выходцы из Бирмы и Малайзии, а именно они первыми претендовали на проживание на тайских землях – не растерялись и построили жилье на воде. Ведь так закон не запрещал! С течением времени, морские цыгане плотно основались на водяном островке, поддерживая и системно улучшая внутреннюю инфраструктуру.

На данный момент жителей селения сложно отнести к какой-либо расовой принадлежности. В деревне «гуляет» свой язык, внешние признаки «перемешаны». В селении нет своей письменности, что затрудняет вывод исконных корней.

Обычный день местного жителя в деревни морских цыган

За счет чего живет деревня – как зарабатывают морские кочевники

  • Рыбная ловля и добыча жемчуга

Sea ​​Gypsies – морские цыгане – великолепные рыбаки. От отца к сыну они передают свои умения в ловле рыбы. Помимо этого, жители добывают жемчуг, который в дальнейшем переправляют на материк.

  • Туристическая деятельность

Несколько лет назад старейшинами селения было принято решение «запустить» туристов, ведь они понимали, что их водные просторы будут интересны иностранцам со всего мира.

В истории развития Ко Панье упоминается некий почтальон, который постоянно курсировал между материком и деревней морских цыган. Именно он «кинул крючок» старейшинам и предложил «зарабатывать» на туристах, которые уже так активно посещали соседний материк и тайские острова.

В данный момент в деревне свои двери открывают множество рыбных ресторанов, ларьков и магазинчиков. Как и полагается, цыганские дети активно «впаривают» сувениры, мило цепляясь за руку.

Сувенирная лавочка в "плавучей" деревне цыган

Несмотря на современные реалии – основным доходом селения – осталось рыболовство. Власти Тайланда «зазывают» местный народ мигрировать на материк, так как постоянное проживание в деревне – не безопасно.

Необходимые продовольственные товары на Ко Панье доставляют с суши. Как и во всем мире, заработанные деньги – морские кочевники обменивают на нужные вещи.

Как добраться до деревни цыган

Как правило, посещение деревни морских цыган входит в экскурсию «Остров Джеймса Бонда». Это наиболее быстрый и выгодный способ оказаться в этом месте.

Если вы планируете самостоятельное путешествие, то придерживайтесь плана «самостоятельного путешествия по Пханг-Нга» - об этом написано в статье –

Они живут кочевой жизнью, свободно перемещаясь по бескрайнему Индийскому океану, а их основное занятие – . На берег они выходят только для похорон, чтобы продать свои уловы, набрать пресной воды или для осуществления ремонта .

Море – работа, море – дом, море – досуг

Море для данного народа – это всё: и дом, и работа, и . У баджо философский подход к жизни – они довольствуются малым, и при этом абсолютно счастливы. Им неведомо, сколько им лет, и им это неважно. Смысл своей жизни они видят в настоящих текущих событиях. Они совершенно не следят за временем и не ведут отсчет дат. Эти люди понятия не имеют, что такое электричество, живя по световому дню.

Баджо не знают букв, не умеют писать и читать – они в этих навыках просто не нуждаются. Живут и продолжают свой род в маленьких хижинах, построенных прямо на воде и зафиксированных с помощью свай. Дома не имеют связи с берегом, поэтому попасть в дом можно, только подплыв на лодке. Между собой домики связываются мостками. Дети с самого раннего возраста (буквально с 5 лет) начинают обучаться управлению лодками и рыболовству.

А чем в таких условиях можно развлечься в свободное от рыболовства время? Такого времени практически нет, так как рыбная ловля занимает весь световой день. Однако в те дни, когда рыбы нет, баджо развлекаются нырянием на глубину, соревнуясь, кто сделает это глубже, или дольше пробудет под водой. Не смотря на то, что море – это повседневная и рутинная жизнь данного племени, дети получают радость от простого плескания в воде и собирая ракушки.

Малайцы этот народ называют оранг-лаут, что означает «люди моря». Их религия – суннитский ислам, язык – многочисленные диалекты австронезийской языковой группы с примесью тех языков, около чьих территорий кочевники оседают.

Пусть дом мой плывет…

Прежде чем осесть в свайных поселках, нужно найти подходящее место. Кочуют морские цыгане на необыкновенных по своему назначению лодках, которые называются «лепа-лепа». В них есть все: место для ночлега, запасы питьевой воды и продовольствия, кухонная утварь, лампы на керосине и многое другое. Лодки строятся вручную.

Заселяются и кочуют в лодках целыми семьями. Однако ничто не мешает выстроить себе свое собственное жилье на воде, чтобы быть, как говорится, единственным хозяином в доме.

Поразительно, но именно благодаря этим лодкам этот народ практически без жертв пережил известное цунами в 2004 году, унесшее сотни тысяч человеческих жизней.

Рыбный промысел как способ выжить

Народ баджо с самого раннего детства обучается охотиться на подводных обитателей и нырять на большие глубины. Как итог: представители данной этнической группы – отличные , ныряющие, не используя акваланги, на глубину до 30 метров.

Очень часто у банджи испорчены барабанные перепонки: естественным путем от перепада подводного давления или пробиты специально, чтобы не ощущать боли в моменты глубоких и внезапных ныряний. Помимо инвалидности по слуху за свое рыболовное занятие иногда приходится расплачиваться жизнью: кессонная (или декомпрессионная) болезнь – вечная спутница дайверов (воздух в кровеносных сосудах преобразуется в пузырьки, вызывая смерть).

Что касается основного занятия морских цыган, то не всегда рыба ими ловится гуманным и безопасным способом. Чаще всего малайцы банджи глушат рыбу динамитом. Навык «пришел» еще со времен Второй мировой. Рыба продается или обменивается на продовольствие или пресную воду, поэтому ее нужно немало. Однако массовый вылов с помощью динамита непроизвольно снижает количество морских обитателей, что не может не отразиться на морском биогеоценозе.

Еще один способ вылова рыбы – с использованием цианистого калия. Вещество парализует рыбу и ее можно просто взять голыми руками. Такая живая, но парализованная рыба ценится в разы дороже, нежели пойманная с помощью динамита. Однако цианид становится причиной отравления кораллов, что служит причиной уничтожения целых рифов и вымиранием тех видов рыб, которые этими кораллами питаются.

Современность берёт своё

Современная эпоха, все-таки, берет свое, и некоторые из баджо все же соглашаются и заселяют сушу прибрежной островной полосы. Как ни странно, но молодое поколение баджи также все активнее переселяется на сушу, не желая жить по правилам своих предков. Молодые люди ищут работу, нормальные условия учебы, погружаясь в обычную жизнь. Однако связь с водой все равно не теряется, а рыбный промысел так и остается основой их основ. Этот народ не признается жителями других стран и национальностей, хоть полная численность всего существующего «морского» населения составляет почти 400 тыс. человек. Но это абсолютно им не мешает жить в собственном райском уголке.

Баджо считают себя свободными гражданами целого мира, поэтому своевольно перемещаются во всех морских акваториях, граничащих между собой стран. Правительству этих стран, естественно, это не нравится, люди отлавливаются пограничными службами, невзирая на то, что формально принадлежность к той или иной стране у баджо есть.

Очень жаль, что из-за браконьерства и нетрадиционного образа жизни баджо рискует потерять свою культуру и особенности быта. Власти и всевозможные природоохранные службы настаивают на том, чтобы народ целиком и полностью перебирался на сушу, снижая уровни вмешательств в морской мир. Культура этих кочевых мореплавателей определенно стремится к закату, однако хочется верить, что международные организации по охране природы и племен займутся не только восстановлением природных недр, но и сохранением редкой своеобразной культуры «на воде».

Морские Цыгане Пхукет.

1 (20%) 1 голосов

Морские цыгане – Пхукет.

Мы живем в огромном и удивительном мире. Ни для кого, ни секрет, что объемы воды на нашей планете во много раз превышают объемы суши. Но ведь большинство людей живет именно на суше. Хотя люди живут в разных местах, и по разному. Одни народы приспособились жить высоко в заснеженных горах. Другие построили свои города в пустынях. А третьи издавна живут в тропических джунглях. А еще существуют морские кочевые народы, которые приспособились к жизни в море. Морские народы есть во многих уголках нашей планеты. Они проживают в районе Гаваев, Филиппинских островов, Малайзии, Таиланда и других стран ЮВА.

О народе, у которого нет письменности, кто постоянно кочует в море, мало контактирует с другими народами и у кого свой собственный язык почти не возможно что-то сказать. Откуда они пришли, их история, их предки. Большинство наших исторических методов исследования опирается на письменные свидетельства и артефакты, найденные в земле. Получатся, что морские народы почти невидимы для истории. Ученые проводившие анализ ДНК многих островных и морских народов говорят, что ДНК морских кочевников удивительно похожи. Может они все являются предками одного когда-то давно существовавшего народа. Существование которого мы сейчас не можем подтвердить, ровно так же как и опровергнуть. И может эта человеческая расса была бы более успешной в будущем больше чем обитатели суши. Ведь большая часть нашей планеты это вода.

Самодельная сетка для ловли рыбы

Остров Пхукет в Андаманском море, одно из популярнейших туристических направлений. Остров ежегодно посещают миллионы туристов, но только некоторые из них знают о морском народе, который здесь проживает, и только единицы посещают их. Морской народ является одними из самых старых жителей острова.

В Таиланде их называют морские цыгане из-за их кочевого образа жизни или Чао Ле – в переводе с Тайского люди моря. Опять же трудно сказать о их появлении в Таиланде. Кто-то говорит, что они выходцы из старых Малазийских колоний, бежавших в Бирму от Мусульманского нашествия, другие говорят, что как и большинство цыганских народов они являются выходцами из Индии.

Представитель морских Цыган, остров Пхукет

По крайней мере, если рассматривать язык, то про морских цыган, которые обитают в районе острова Пхукет, можно сказать что они спустились сюда по рекам из Бирмы. Морских цыган здесь разделяют на три группы Мокены, Моклены, и Урак Лавой (по названию групп населения в Бирме). В то время как Мокены живут как кочевники, в основном на северных островах в районе Пхукета. Моклены и Урак Лавой основали поселение на Пхукете. Произошло это недавно, около десяти лет назад. В основном после событий связанных с Цунами. Сейчас существует три поселения Морских Цыган на Пхукете и одно рядом с островом. Самое старое поселение находится в Южной части острова на пляже Раваи. Другое в восьми километрах от Пхукет Тауна рядом с бухтой Сапам. И третье поселение на Пхукете находится на острове Сирей, до которого можно добраться по не большому мосту. Сирей и Пхукет соединены мостом. Все эти поселения больше похожи на поселения обычных жителей суши, несмотря на их удивительный образ жизни. А вот еще одно поселение, которое легко можно увидеть, проезжая по мосту Сарасин, соединяющему Пхукет с материком, отличается от трех предыдущих. Свои дома Чао Ле здесь построили прямо в море на больших деревянных сваях. Если вы хоть раз проезжали по мосту Сарасин, то обязательно видели их.

Дети Чао Ле играют в воде. Фото 2006г. Пхукет

Не смотря на то, что они осели на острове, как и раньше их жизнь неразрывно связана с морем. Большую часть времени они все равно проводят в море и лишь на короткий срок возвращаются на берег. Испокон веков морские цыгане высаживались на острова только лишь для то что бы пополнить запасы пресной воды и построить новые лодки, так происходит и сейчас, только цыгане проживающие на Пхукете больше не кочуют от острова к острову, и постоянно возвращаются в одно и то же место. Море их кормит и море их дом. Жители поселений, проживающие якобы на острове на самом деле большую часть времени проводят в море и занимаются выловом рыбы. Некоторые занимаются добычей жемчуга и морских ракушек. Кто-то из них собирает птичьи гнезда, которые являются деликатесом. Морские цыгане хорошие ныряльщики, они ныряют на большую глубину без специального современного оборудования. И тем самым подвергают свою жизнь опасности. Но так они могут поймать больше рыбы. На большой глубине они устанавливают свои самодельные ловушки для рыб, сделанные из прутьев и сетки. А потом ныряют за ними, что бы подцепить и затем вытащить на лодку. Из всего оборудования они используют только тонкий шланг с обычным воздухом, который зажимают между зубов. Этот шланг может порваться в любой момент. И тогда придется быстро всплывать, но при быстром всплытии существует большая вероятность получить травму легких. Они так же очень хорошо видят под водой. И это не удивительно. Основное развлечение для детей Чао Ле это море. С детства они вместо школы познают море его нравы и обитателей. Море для них и игровая площадка и школа в одно и то же время. Они учатся плавать, глубоко нырять и видеть под водой. Они знают море лучше, чем кто бы то ни был.

Конечно, с развитием туризма на острове у них появились и новые возможности прокормить себя. Сейчас можно увидеть, как они продают морские ракушки, жемчуг и различные поделки. Многие стали зарабатывать тем, что возят на своих лодках туристов. Хотя деньги для них не так важны как для нас. Они все еще умеют менять товар на товар, не вычисляя предварительно его денежный эквивалент. Но если у них есть деньги, то в первую очередь они купят сигареты, курят и мужчины и женщины. Следующе после сигарет по важности будет топливо для лодок. И потом уже овощи яйца и рис, это что бы повкуснее приготовить рыбу.

25 летний Супават Хантале рассказывает о визите Королевы на остров ко Лепе, который расположен в национальном парке Таиланда Туратао. Было это еще тогда, когда его мама была маленькой девочкой. Предпринимая усилия, помочь Чао ле ассимилироваться в Таиланде Королева предложила им использовать фамилии на островах где они осели. И кажется теперь, что каждый Чао ле, которого можно встретить носит фамилию Хантале, что обозначает “Тот, кто не боится моря”…. (Тале с Тайского переводится как море).

Они сохранили свой собственный язык и верования. Легенды рассказывают, что они отправляют своих умерших на так называемые ертвые острова, где их души живут вечно. Два раза в году они проводят самый важный для них ритуал – фестиваль “Лой Руея” (LoyRuea) или фестиваль уплывающих лодок. Все действие происходит ночью. Деревянные лодочки с рукодельными фонариками наполняются дарами для духов и маленькими деревянными куклами. После чего навсегда отправляются в вечное плавание. Деревянные куклы символизируют души умерших, которые отправляются далеко, далеко в свое последнее плавание, что бы не тревожить живых. После того как становится невидно света последнего фонарика на уплывающей лодочке, начинаются их традиционные танцы вокруг их знаменитых лодок Рам Ронг Нгенг.

Девушки морских Цыган, фото 2006г. Пхукет.

Мы живем в прогрессивном мире, где люди используют высокие технологии, живут в больших городах. Мировые цивилизации предпринимают шаги к покорению космоса. Наши ученые пытаются раскрыть секреты природы. Но мы очень сильно отдалились от самой природы. Мы забыли как жить на едине с природой и радоваться жизни не используя при этом благ, которые дают нам наши современные технологии. Сможет ли наше прогрессивное и высоко обученное сообщество хотя бы просто выжить, оставшись без всех наших технологий, машин, компьютеров, телефонов и одежды? Умеем ли мы это? Все современные цивилизации до сих пор упрямо пытаются изменить природу и подстроить ее под себя, но природа всегда настойчиво берет свое, преподнося людям один урок за одним. А ведь среди всех нас есть такие народы, поселения, племена. Которые научившись еще давным-давно жить в гармонии с природой и морем, сохранили свои традиции, свой образ жизни и самих себя. Они не изменяют природу, не используют высокие технологии и не создают экологических проблем. И при этом они могут радоваться той жизни, которая у них есть. Возможно сейчас их меньше чем всех так называемых прогрессивных людей, но возможно у этого человеческого рода на самом деле больше шансов на существование в будущем чем у нас.

Все знают цыган сухопутных. Некоторые представители этого странного вольного племени до сих пор ведут кочевой образ жизни, присущий многим поколениям их предков. До сих пор катят их разноцветные кибитки по дорогам мира, светят костры в тумане, звучат раздольные песни под перебор гитарных струн.Но есть, оказывается, цыгане водные, кочующие вдоль морских побережий. И их вольная жизнь, как, впрочем, и у сухопутных «собратьев», не так уж сладка, как поется в песнях…

Оранг-лауты – морские люди

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство

Это собирательное название многочисленных племен, рассеянных небольшими группами по всему архипелагу островов Восточной Индонезии. Еще их называют морскими кочевниками и морскими цыганами. В общей сложности их насчитывается около полумиллиона человек.
Эти племена не представляют собой единый народ. Они различаются и по языку, и по обычаям, и по внешнему виду. Некоторые антропологи склонны видеть в них остатки древнейшего населения Индонезии. Самоназвания отдельных групп морских кочевников различны. Окружающие народы также называют их по-разному, но обязательно со словом «оранг» («человек»).

Почти всю жизнь оранг-лауты проводят на воде в своих лодках или жилищах на плотах. Здесь они рождаются, живут и умирают. Свободно передвигаясь вдоль берега в определенных границах, они редко покидают свои территориальные воды. Изредка оранг-лауты основывают временные поселения в укромных пустынных бухтах, на кромке берега или прямо на воде. Это легкие домики на сваях под двухскатной крышей, крытые пальмовым листом. Дома связаны друг с другом мостками.

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство с применением различных сетей, ловушек, заград, удочек, ловят и ночью с факелами. Они добывают также трепангов, устриц, жемчуг, черепаховые панцири. Приставая к берегу, морские люди занимаются собирательством, охотой на птиц и мелких животных. Соль выпаривают из морской воды. Мангровое дерево заготавливают на дрова и для получения дубителей. В лодках держат кур, собак, кошек. Из ремесел наиболее развиты плетение, изготовление снастей и строительство лодок. В их жизни все большее значение приобретают товарно-денежные отношения. Они продают продукты рыболовства и морских промыслов, копру, покупают взамен рис, овощи и другие продукты, а также одежду и предметы домашнего обихода.

Лодки – это одновременно средство транспорта и жилище. Суденышки делают из досок, скрепляя их деревянными гвоздями. Длина лодки-кабанга – до восьми метров, ширина – более двух, обычное водоизмещение – около 10 тонн, но к борту причалено несколько сампанов – лодок поменьше, с которых ловят рыбу, добывают жемчуг, на них же совершают недалекие поездки.

Оранг-лауты едят преимущественно рыбу, во всех видах и даже сырую, в большом количестве ее сушат. Сушильни устраивают на бамбуковых помостах, установленных на берегу реки или моря. Растительную пищу – рис и овощи − получают, обменивая их на рыбу, продукты морского ремесла и изделия, которые плетут из сухих водорослей и травы.
Часть оранг-лаутов испытали влияние ислама, однако большинство их остается анимистами. Они верят в различных духов, особенно почитая духов моря, с чем связано множество запретов. Духов заклинает дукун. Некоторые группы оранг-лаутов хоронят умерших в гробах, куда кладут также одежду и оружие усопшего.

Баджо – люди без барабанных перепонок

Основные источники питания находятся под водой

Этническая группа баджо (баджао) живет в море на протяжении вот уже многих веков, преимущественно в акваториях Индонезии, Филиппин и Малайзии. Никто не знает наверняка, откуда появились эти морские цыгане и почему они ведут водный образ жизни. Одни этнографы считают, что они могли приплыть с Филиппин, другие – из Джохора (Малайзия), третьи – из Риау, провинции Индонезии на острове Суматра. Сами же баджо считают, что они произошли от королевской стражи султаната Джохора в Малайзии.

Эти люди традиционно селятся в лодках «лепа-лепа», которые сделаны ими вручную. В этих лодках есть все, что нужно для жизни кочевников: питьевая вода, продовольствие, предметы кухонной утвари, керосиновые лампы и многое другое. На берег морские цыгане сходят только для починки лодок, чтобы продать местным жителям добытое в море и пополнить свои запасы или похоронить умерших.

Трудно представить, что в XXI веке есть люди, которые могут обходиться без газа и электричества. Очень ненадежными представляются их хибарки, которые в любой момент может снести волной. Но баджо – великолепные мореплаватели, знающие все особенности и капризы родной стихии. Эти люди практически без жертв пережили в 2004 году страшное цунами в Индийском океане, вызванное землетрясением.

Основное занятие баджо – подводная охота. С раннего детства они превосходные пловцы и ныряльщики. Они могут без акваланга нырять на глубину до 30 метров в поисках жемчуга, морского окуня и морских огурцов, задерживая дыхание на пять минут и более. Поскольку от давления на больших глубинах больше всего страдают барабанные перепонки, то у ныряльщиков они чаще всего разорваны, причем порой это делается преднамеренно. Поэтому большинство баджо плохо слышат. Подводная охота – дело весьма опасное. Многие охотники либо умирают от кессонной болезни либо остаются калеками на всю жизнь. Кессонная болезнь возникает из-за того, что человек поднимается с большой глубины слишком быстро. Немало ныряльщиков погибают на больших глубинах.

Рыбаки зарабатывают себе на жизнь в основном тем, что продают в Гонконге морского окуня и рыбу-наполеона. Но с каждым годом им приходится все тяжелее, поскольку запасы рыбы из-за неконтролируемой ловли практически истощены. И виноваты в этом сами баджо. Во время Второй мировой войны солдаты научили их незаконному методу рыболовства при помощи динамита. С тех пор морские цыгане стали наносить огромный вред своей же среде обитания. Помимо динамита, баджо используют еще и цианистый калий. Они выпускают его из пластиковой бутылки прямиком на рыбью стаю. Яд парализует рыбу, к тому же она после этого долгое время остается живой, что немаловажно для торговли. К сожалению, рыбаки не понимают, что таким образом они отравляют все пространство кораллового рифа, который их же и кормит.

Получается замкнутый круг: для того чтобы заработать на жизнь и прокормить семью, морским цыганам необходимо вылавливать рыбу в огромных количествах, а это, в свою очередь, приводит к уничтожению обитателей моря.

На протяжении последних лет правительство вынуждает мореплавателей баджо переселиться на сушу, но в этом случае они рискуют навсегда потерять свою самобытность. Также в поисках богатого улова они иногда пересекают международные границы, поэтому случаются конфликты с правительствами разных стран.

Но, кажется, дни этого кочевого народа сочтены. Похоже, что после того, как уйдет нынешнее поколение, некому будет жить в море. За последние годы значительная часть молодежи народа баджо оставила море в поисках нормальной работы в городе.

Последние из мокенов

В течение многих столетий морские кочевники мокены путешествовали между Таиландом и Мьянмой с одного острова на другой, промышляя рыбной ловлей и добыванием пищи со дна океана.

Передвигаясь на лодках-кабангах вдоль архипелага Мергуи, они периодически оседали на различных островах и побережьях. Искусные ныряльщики, мокены физически приспособились к морской стихии и развили в себе уникальные качества, позволяющие им хорошо видеть и надолго задерживать дыхание под водой.

Однако сегодня под давлением со стороны правительства Таиланда, а также в результате разрушительных цунами 2004 года и острой конкуренции со стороны коммерческих рыболовецких артелей все тайские мокены вынуждены жить в деревнях. Эти деревни представляют собой печальное зрелище. Многие мокены, родившиеся в море и не имеющие свидетельств о рождении, рассматриваются правительством как лица без гражданства. Они с трудом находят работу и не получают никаких пособий. Уровень алкоголизма и безработицы в их общинах чрезвычайно высок.

Недавно один из тайских мокенов посетил архипелаг Мергуи и его относительно неразвитые острова в южной Мьянме в поисках соплеменников, ведущих традиционный образ жизни. За время путешествия вплоть до одиннадцатой параллели он обнаружил одно-единственное семейство своих сородичей, до сих пор живущее на кабанге. Это семейство в одиночку перемещается между островами в поисках районов, не полностью подвергшихся коммерческой эксплуатации со стороны бирманских рыболовов. Они, пожалуй, последние люди, ведущие кочевой образ жизни на борту кабанги. Остальные мокены навсегда осели на берегу: с одной стороны, им стало все труднее добывать пропитание привычным способом, с другой, на них оказывают давление местные власти, стремящиеся привлечь в этот район как можно больше туристов. Правительство пытается нажиться на традиционном образе жизни мокенов, создавая резервации, иногда называемые «человеческим зоопарком».

Так что вполне вероятно, что уже совсем скоро уникальная культура морских цыган исчезнет навсегда.

Валерий НИКОЛАЕВ

Все знают цыган сухопутных. Некоторые представители этого странного вольного племени до сих пор ведут кочевой образ жизни, присущий многим поколениям их предков. До сих пор катят их разноцветные кибитки по дорогам мира, светят костры в тумане, звучат раздольные песни под перебор гитарных струн. Но есть, оказывается, цыгане водные, кочующие вдоль морских побережий. И их вольная жизнь, как, впрочем, и у сухопутных «собратьев», не так уж сладка, как поется в песнях…

Оранг-лауты – морские люди

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство

Это собирательное название многочисленных племен, рассеянных небольшими группами по всему архипелагу островов Восточной Индонезии. Еще их называют морскими кочевниками и морскими цыганами. В общей сложности их насчитывается около полумиллиона человек.

Эти племена не представляют собой единый народ. Они различаются и по языку, и по обычаям, и по внешнему виду. Некоторые антропологи склонны видеть в них остатки древнейшего населения Индонезии. Самоназвания отдельных групп морских кочевников различны. Окружающие народы также называют их по-разному, но обязательно со словом «оранг» («человек»).

Почти всю жизнь оранг-лауты проводят на воде в своих лодках или жилищах на плотах. Здесь они рождаются, живут и умирают. Свободно передвигаясь вдоль берега в определенных границах, они редко покидают свои территориальные воды. Изредка оранг-лауты основывают временные поселения в укромных пустынных бухтах, на кромке берега или прямо на воде. Это легкие домики на сваях под двухскатной крышей, крытые пальмовым листом. Дома связаны друг с другом мостками.

Основное занятие оранг-лаутов – рыболовство с применением различных сетей, ловушек, заград, удочек, ловят и ночью с факелами. Они добывают также трепангов, устриц, жемчуг, черепаховые панцири. Приставая к берегу, морские люди занимаются собирательством, охотой на птиц и мелких животных. Соль выпаривают из морской воды. Мангровое дерево заготавливают на дрова и для получения дубителей. В лодках держат кур, собак, кошек. Из ремесел наиболее развиты плетение, изготовление снастей и строительство лодок. В их жизни все большее значение приобретают товарно-денежные отношения. Они продают продукты рыболовства и морских промыслов, копру, покупают взамен рис, овощи и другие продукты, а также одежду и предметы домашнего обихода.

Лодки – это одновременно средство транспорта и жилище. Суденышки делают из досок, скрепляя их деревянными гвоздями. Длина лодки-кабанга – до восьми метров, ширина – более двух, обычное водоизмещение – около 10 тонн, но к борту причалено несколько сампанов – лодок поменьше, с которых ловят рыбу, добывают жемчуг, на них же совершают недалекие поездки.

Оранг-лауты едят преимущественно рыбу, во всех видах и даже сырую, в большом количестве ее сушат. Сушильни устраивают на бамбуковых помостах, установленных на берегу реки или моря. Растительную пищу – рис и овощи − получают, обменивая их на рыбу, продукты морского ремесла и изделия, которые плетут из сухих водорослей и травы.

Часть оранг-лаутов испытали влияние ислама, однако большинство их остается анимистами. Они верят в различных духов, особенно почитая духов моря, с чем связано множество запретов. Духов заклинает дукун. Некоторые группы оранг-лаутов хоронят умерших в гробах, куда кладут также одежду и оружие усопшего.

Баджо – люди без барабанных перепонок

Основные источники питания находятся под водой

Этническая группа баджо (баджао) живет в море на протяжении вот уже многих веков, преимущественно в акваториях Индонезии, Филиппин и Малайзии. Никто не знает наверняка, откуда появились эти морские цыгане и почему они ведут водный образ жизни. Одни этнографы считают, что они могли приплыть с Филиппин, другие – из Джохора (Малайзия), третьи – из Риау, провинции Индонезии на острове Суматра. Сами же баджо считают, что они произошли от королевской стражи султаната Джохора в Малайзии.

Эти люди традиционно селятся в лодках «лепа-лепа», которые сделаны ими вручную. В этих лодках есть все, что нужно для жизни кочевников: питьевая вода, продовольствие, предметы кухонной утвари, керосиновые лампы и многое другое. На берег морские цыгане сходят только для починки лодок, чтобы продать местным жителям добытое в море и пополнить свои запасы или похоронить умерших.

Трудно представить, что в XXI веке есть люди, которые могут обходиться без газа и электричества. Очень ненадежными представляются их хибарки, которые в любой момент может снести волной. Но баджо – великолепные мореплаватели, знающие все особенности и капризы родной стихии. Эти люди практически без жертв пережили в 2004 году страшное цунами в Индийском океане, вызванное землетрясением.

Основное занятие баджо – подводная охота. С раннего детства они превосходные пловцы и ныряльщики. Они могут без акваланга нырять на глубину до 30 метров в поисках жемчуга, морского окуня и морских огурцов, задерживая дыхание на пять минут и более. Поскольку от давления на больших глубинах больше всего страдают барабанные перепонки, то у ныряльщиков они чаще всего разорваны, причем порой это делается преднамеренно. Поэтому большинство баджо плохо слышат. Подводная охота – дело весьма опасное. Многие охотники либо умирают от кессонной болезни либо остаются калеками на всю жизнь. Кессонная болезнь возникает из-за того, что человек поднимается с большой глубины слишком быстро. Немало ныряльщиков погибают на больших глубинах.

Рыбаки зарабатывают себе на жизнь в основном тем, что продают в Гонконге морского окуня и рыбу-наполеона. Но с каждым годом им приходится все тяжелее, поскольку запасы рыбы из-за неконтролируемой ловли практически истощены. И виноваты в этом сами баджо. Во время Второй мировой войны солдаты научили их незаконному методу рыболовства при помощи динамита. С тех пор морские цыгане стали наносить огромный вред своей же среде обитания. Помимо динамита, баджо используют еще и цианистый калий. Они выпускают его из пластиковой бутылки прямиком на рыбью стаю. Яд парализует рыбу, к тому же она после этого долгое время остается живой, что немаловажно для торговли. К сожалению, рыбаки не понимают, что таким образом они отравляют все пространство кораллового рифа, который их же и кормит.

Получается замкнутый круг: для того чтобы заработать на жизнь и прокормить семью, морским цыганам необходимо вылавливать рыбу в огромных количествах, а это, в свою очередь, приводит к уничтожению обитателей моря.

На протяжении последних лет правительство вынуждает мореплавателей баджо переселиться на сушу, но в этом случае они рискуют навсегда потерять свою самобытность. Также в поисках богатого улова они иногда пересекают международные границы, поэтому случаются конфликты с правительствами разных стран.

Но, кажется, дни этого кочевого народа сочтены. Похоже, что после того, как уйдет нынешнее поколение, некому будет жить в море. За последние годы значительная часть молодежи народа баджо оставила море в поисках нормальной работы в городе.

Последние из мокенов

В течение многих столетий морские кочевники мокены путешествовали между Таиландом и Мьянмой с одного острова на другой, промышляя рыбной ловлей и добыванием пищи со дна океана.

Передвигаясь на лодках-кабангах вдоль архипелага Мергуи, они периодически оседали на различных островах и побережьях. Искусные ныряльщики, мокены физически приспособились к морской стихии и развили в себе уникальные качества, позволяющие им хорошо видеть и надолго задерживать дыхание под водой.

Однако сегодня под давлением со стороны правительства Таиланда, а также в результате разрушительных цунами 2004 года и острой конкуренции со стороны коммерческих рыболовецких артелей все тайские мокены вынуждены жить в деревнях. Эти деревни представляют собой печальное зрелище. Многие мокены, родившиеся в море и не имеющие свидетельств о рождении, рассматриваются правительством как лица без гражданства. Они с трудом находят работу и не получают никаких пособий. Уровень алкоголизма и безработицы в их общинах чрезвычайно высок.

Недавно один из тайских мокенов посетил архипелаг Мергуи и его относительно неразвитые острова в южной Мьянме в поисках соплеменников, ведущих традиционный образ жизни. За время путешествия вплоть до одиннадцатой параллели он обнаружил одно-единственное семейство своих сородичей, до сих пор живущее на кабанге. Это семейство в одиночку перемещается между островами в поисках районов, не полностью подвергшихся коммерческой эксплуатации со стороны бирманских рыболовов. Они, пожалуй, последние люди, ведущие кочевой образ жизни на борту кабанги. Остальные мокены навсегда осели на берегу: с одной стороны, им стало все труднее добывать пропитание привычным способом, с другой, на них оказывают давление местные власти, стремящиеся привлечь в этот район как можно больше туристов. Правительство пытается нажиться на традиционном образе жизни мокенов, создавая резервации, иногда называемые «человеческим зоопарком».

Так что вполне вероятно, что уже совсем скоро уникальная культура морских цыган исчезнет навсегда.

Валерий НИКОЛАЕВ